Интернет-форум вуза как средство образовательной и научной коммуникации

Статья в сборнике
Инновации: экономика, бизнес, социум: Материалы международной научно-практической конференции. – Владимир: АНО «ВИБ», Собор, 2008. – С. 193-197.

Новые информационно-коммуникационные технологии конца XX – начала XIX столетия создали принципиально новые возможности обмена данными. Эти возможности радикально отличаются от ранее имевшихся в распоряжении человечества как по количественным, так и по качественным характеристикам.

Сегодня можно передавать по каналам связи и делать доступными неограниченному числу читателей тексты любого объема. Такое же отсутствие ограничений распространяется и на изображения. Можно прогнозировать, что в обозримом будущем то же самое будет характерно и для данных в формате мультимедиа – для звука и видео. Эти возможности настолько существенны, что сегодня можно говорить о возникновении принципиально новой среды, существующей параллельно и в синтезе с традиционным информационно-коммуникативным пространством. Письменная коммуникация в этой новой среде по ряду своих параметров, таким, как скорость продуцирования и доставки сообщения, приближается к устной, с одной стороны, повышая роль диалогового начала и интерактивности, с другой – сохраняя в то же время все основные преимущества письменной речи.

Текст, выступающий содержанием вербального общения в Интернете, отличается от письменного текста в общепринятом понимании целым рядом принципиально важных особенностей. Одна из них, как уже упоминалось – структурная имитация устной речи. Это лапидарность суждений, преобладание разговорной стилистики, обилие просторечий, а иногда и жаргонизмов, значимость тех функций сообщения, которые Р. Якобсон [2] назвал фатической и эмотивной. Последняя, помимо характерных для нее междометий, в изобилии представлена в текстах Интернет-сообщений появившимися чуть более четверти века назад идеограммами особого рода, иногда просто составленными из знаков препинания – эмотиконами, или «смайликами». Своим появлением они фактически расширили не только лексикон, но и, что бывает в истории крайне редко, алфавит – базовый код языка, набор знаков, используемый при написании текстов. Значение слова эмотикон восходят к эмоции (эмоциональности, эмотивности) и семиотическому термину иконический знак. Это, по Ч. Пирсу [1], тип знака, содержащего непосредственное изображение того, что он означает. Эмотиконы выступают здесь как иконические знаки того, что вообще исключительно трудно изобразить и конвертировать в знаковый ряд – человеческих эмоций. Как эмотивная, так и фатическая составляющие имеют большую значимость в дискурсе, развертываемом в пространстве образовательной коммуникации, так как эффективное обучение немыслимо без подключения эмоциональной сферы. В этом смысле возможности языка Интернета в состоянии обеспечить участников образовательного процесса богатыми выразительными средствами.

Указанные тенденции ставят общество перед необходимостью формирования новых стандартов информационного обмена для практически любого социального института, и далеко не в последнюю очередь – для институтов образования и науки. Иными словами, современные информационно-коммуникационные технологии стремительно вносят свои коррективы в складывавшиеся столетиями «правила игры», в том числе и в научном и педагогическом сообществе. То, что было нельзя еще десять-двадцать лет назад, вчера стало можно, а сегодня – должно. Причем, наречия нельзя, можно и должно имеют в данном контексте подвижную модальность: их значение меняется от наличия (технической) возможности – к приемлемости и обязательности с точки зрения социальных норм. Так, например, сегодня практически нигде никакой учебный или научный текст не будет принят к публикации, а возможно и к рассмотрению, будучи представленным только в «бумажном» виде, без электронной версии.

С аналогичной настойчивостью фактором формирования норм становится и Интернет во всем разнообразии его технологий. Образовательное пространство не просто механически расширилось за его счет, оно приобрело новые свойства, и, как следствие, коррективы системы норм. И если сегодня образовательный процесс в вузе нельзя помыслить без электронных носителей информации, завтра его нельзя будет помыслить без Интернет-технологий, а также решений, в которых они являются ключевым средством. Такого рода решением может уже сегодня служить Интернет-форум, размещенный на веб-сервере вуза и действующий при его сайте.

Под форумом (иное, менее распространенное название данного явления – конференция) здесь понимается Интернет-ресурс, специально организованный и структурированный для письменного тематического общения пользователей. Последние могут создавать темы, открывающие обсуждение по интересующим их вопросам (как правило, в соответствующих тематических разделах), а также размещать свои комментарии – сообщения – в темах, открытых другими участниками. Как правило, с технологической точки зрения форум представляет собой базу данных на языке MySQL и управляющий ею программный комплекс на языке PHP или аналогичном. Создание форума не представляет особой технической сложности, поскольку существуют и свободно распространяются готовые технические решения с открытым кодом, такие, как PhpBB, PunBB и ряд других.

Использование форума в качестве инструмента в учебном процессе позволяет вспомнить обо всех достоинствах и преимуществах письменной речи. Написанный текст, в отличие от произнесенного, легко поддается сохранению, обработке, передаче, в том числе когда все эти операции автоматизированы на высоком уровне. Письмо дисциплинирует мысль, в то же время оставляя возможность «обратного хода», переписывания уже сказанного. К тому же, навыки работы на компьютерной клавиатуре приобретаются быстро, их успешно осваивает все больше людей, таким образом, применение данной технологии не требует каких-либо особых, сложно формируемых компетенций.

Существование письменного текста не ограничено временем произнесения и расстоянием, на которое передается звук речи. Точно так же письменный ответ на вопрос в форуме не связан теми техническими условностями, которые диктуются, скажем, ситуацией обычного семинарского занятия. Ответ в форуме можно дать по мере готовности, располагая значительным временем на обдумывание и подготовку. Его нет необходимости произносить в аудитории, а можно сформулировать и разместить, находясь дома.

Возможности форума, определяемые пространственно-временными параметрами его функционирования, можно с успехом применять для обеспечения преемственности, связи между семинарами – для организации самостоятельной работы студентов. Например, проблема может быть поставлена в аудитории, дискуссия по поиску решения развернута в пространстве форума, а ее итоги – подведены на следующем семинаре.

Сказанное не отменяет возможности использования обсуждаемого инструмента и непосредственно на занятиях, которые можно организовать в обычном компьютерном классе, с доступом в Интернет или с возможностью работы в рамках корпоративной локальной сети (при условии, конечно, что сам ресурс размещен в ней). Письменные задания, выполняемые студентами в форуме, могут контролироваться преподавателем непосредственно по выполнении, а ошибки – исправляться сразу по получении замечаний.

Однако, помимо технических, форум, по сравнению с традиционным аудиторным семинаром, снимает и целый ряд ограничений коммуникативного характера. Эти ограничения продиктованы вузовскими «правилами игры», сложившимися писанными и неписанными нормами поведения. Ложный пиетет по отношению к преподавателю и его мнению, страх выглядеть не лучшим образом в глазах товарищей по причине слишком неудачного (или, наоборот, слишком удачного) ответа и прочие аналогичные помехи на пути к успешному суждению на семинаре – снимаются в ситуации Интернета, для которой обычно характерны более свободные нормы. В форуме студент, даже зная, что общается с преподавателем, будет держать себя более раскованно и высказывать свое мнение более уверенно, чем у того же преподавателя на обычном аудиторном семинаре.

Не меньшую роль, нежели в учебном процессе, Интернет-форум способен сыграть и в организации научной работы. Так, только в обсуждение научных публикаций вуза он позволяет вовлечь существенно больше заинтересованных участников, чем заседания кафедр, внутривузовские конференции, семинары и круглые столы, поскольку состав потенциальных участников в Интернете в принципе не ограничен. Причем, речь здесь идет о расширении не аудитории читателей, а коллектива потенциальных и реальных авторов и соавторов.

Во время подготовки научных семинаров и конференций Интернет-форум способен обеспечить существенную информационную поддержку. На нем могут публиковаться объявления, программы и прочие аналогичные организующие тексты. Есть возможность осуществления и более «тонкой» работы. такой, как проведение коммуникативных кампаний, сопровождающих различные научно-исследовательские проекты и обеспечивающие, например, поиск инвестиций.

Другая задача, которая также может успешно решаться при помощи Интернет-форума, состоит в организации и оптимизации взаимодействия научных сообществ региона. В таком качестве форум может послужить значимым дополнением к межвузовским конференциям и прочим традиционным мероприятиям аналогичного характера. Одно из преимуществ такой формы взаимодействия заключается в том, что общение не осуществляется от случая к случаю, а может протекать перманентно, причем, не требуя затрат времени и средств на организацию. В этом смысле Интернет-форум имеет все шансы стать той коммуникативной средой, где новые научные проблемы находят свое первичное вербальное оформление.

Организация форума, автономного или в рамках сайта вуза, не требует существенных затрат. В качестве материально-технической базы необходима либо локальная компьютерная сеть, либо сервер в Интернете, где будет физически размещен форум. Кадровое обеспечение предполагает наличие двух специалистов – в администратора, в компетенцию которого входит установка и настройка программного обеспечения и поддержка его работоспособности, а также специалиста, имеющего знания и навыки в области межличностной и массовой коммуникации (психолога, лингвиста, юриста, социолога) в чью задачу входило бы управление содержанием ресурса и регулирование возможных конфликтов.

1. Пирс Ч. С., Элементы логики. Grammatica speculativa, доступ: http://elenakosilova.narod.ru/studia/pierce.htm
2. Якобсон Р. О., Лингвистика и поэтика, Структурализм: «за» и «против», М., 1975.

Поделиться в соцсетях: