Тезисы доклада.
Сборник материалов международного конгресса «300 лет российской газете. От печатного станка к электронным медиа». М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2002. – С. 248-251.
Мир меняется. И одним из основополагающих факторов глобальных изменений можно с уверенностью назвать развитие сети Интернет и ее социальной и технологической инфраструктур. Сегодня в мире около полумиллиарда пользователей Интернет, и, по прогнозам (www.lenta.ru, www.rol.ru), этот показатель должен удвоиться и составить миллиард уже к 2005 году. Россия принимает в этих процессах весьма заметное участие – ежегодный прирост числа пользователей в нашей стране, по разным источникам, колеблется от 39 % до 50 %. Сейчас Россия занимает 15-е место в мире по числу пользователей Интернет – 8 миллионов человек (news.aif.ru), а к 2010 году у нас будет их уже 26 миллионов (www.interfax.ru). Причем, если в предыдущие годы подавляющее большинство пользователей глобальной сети были жителями крупных городов, сегодня региональный Интернет растет быстрее столичного.
Количественный рост порождает качественные изменения. Создаются и внедряются новые технологии, новые экономические модели существования Интернет-проектов. В социокультурном плане, как источник информации, средство связи и пространство общения, Интернет из элитарного явления превращается в массовое. Появившись на свет, как прикладная военная технология, и став впоследствии средством обмена информацией между научными сообществами, Интернет за два неполных десятилетия приобрел совершенно новые социальные функции, фактически став новым типом средств массовой информации.
В контексте описанных процессов существенные изменения происходят в методах работы с информацией: ее создания, сбора, хранения, обработки, систематизации, тиражирования и трансляции, а также в методах коммуникации, как межличностной, так и массовой. То есть, непосредственно в профессиональном пространстве журналистики, что позволяет прогнозировать рост и без того значительного влияния этих процессов на сферу медиа.
Это влияние выражается в технологизации СМИ, что подразумевает не только насыщение журналистики технологиями, прежде всего, сетевыми (и требование к журналисту уметь с ними обращаться), но и превращение самой журналистики – в коммуникативную технологию, ожидающую от профессионала, кроме всего прочего, серьезных знаний и логик.
Содержание и общественные функции «традиционных» СМИ с вторжением Интернет в сферу медиа также претерпевают серьезные изменения. В ближайшем будущем эти изменения приведут к тому, что Сеть станет основным источником новостей для значительной части аудитории, наряду с телевидением и радио. Если по последним новости можно посмотреть и послушать, то в Интернете – прочитать и при необходимости сохранить для себя, а это существенно меняет функции печатных СМИ. Однако, и традиционным электронным СМИ неизбежно придется учитывать нового участника информационного рынка – и как конкурента, и как партнера. И если собственно новостям телевидения и радио Интернет, как конкурент, в обозримом будущем не угрожает, то разного рода аналитическим программам теле- и радиоэфира аудитория может предпочесть те же аналитические материалы в виде текстов HTML или файлов мультимедиа.
Процесс приспособления сферы медиа к складывающимся новым условиям включает в себя не только корректировку содержания и функций, но и «интернетизацию» СМИ. Участие глобальной Сети в деятельности СМИ строится сегодня и будет строиться далее на трех уровнях. Во-первых, это Интернет-СМИ, то есть, медиаструктуры, для которых Интернет – единственное или основное пространство существования –информационные агентства и ленты новостей онлайн, нарождающиеся или только задуманные сегодня, но вполне реальные завтра теле- и радиостудии, вещающие исключительно в Сети. Во-вторых, это СМИ с Интернет-составляющей: газеты, телестудии и радиостанции, разместившие в Сети свои электронные версии и представительства. И в-третьих, это СМИ, использующие Интернет как источник информации и средство связи, то есть, большинство СМИ уже сегодня.
Интеграции Интернет и СМИ, при всей ее впечатляющей динамике, сдерживается целым рядом факторов. В среде Интернет-профессионалов преобладают люди с техническим мышлением и техническими подходами к задачам, которые становятся все более и более гуманитарными по своей сути. С другой стороны, в самой сфере медиа, имеет место негибкость части действующего журналистского корпуса, страх перед новыми технологиями. То есть, наряду с «техническим» снобизмом, серьезной помехой внедрению Интернет-технологий в сфере СМИ выступает снобизм «гуманитарный».
Еще одной проблемой является объективное отставание университетской подготовки журналистов в области высоких технологий – сколь бы динамично ни корректировались учебные программы, они все равно отстают от темпов развития технологий. За 5-6 лет обучения в университете, в течение которых студент осваивает применение Интернет, сами способы работы в нем могут обновиться радикально, не говоря уже о программном и аппаратном обеспечении. Поэтому знания выпускника, изучавшего даже самые передовые на тот момент технологии, могут оказаться устаревшими уже к моменту получения диплома.
Препятствуют внедрению интернет-технологий и чисто экономические обстоятельства, например, низкая рентабельность медиабизнеса, особенно в регионах, и тем более – на местном уровне. Это не только не позволяет оснащать редакции техникой и технологиями должного уровня, но и выделять средства на необходимую профессиональную подготовку и повышение квалификации журналистов.
Все указанные негативные факторы, нельзя рассматривать, как фатальные и непреодолимые. Однако, при прогнозировании ситуации как в конкретных СМИ, так и на информационном рынке в целом их следует иметь в виду.