Информационные технологии как учебный предмет при подготовке журналистов

Тезисы доклада. Сборник
Средства массовой информации в современном мире: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Под ред. В. И. Конькова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. – С. 304-305.

В комплекте профессиональных знаний, необходимых журналисту, с каждым днем растет доля знаний, связанных с информационными технологиями (ИТ). Это не в последнюю очередь продиктовано самой динамикой развития ИТ, темпами обновления программного и аппаратного обеспечения, развитием структур Интернет, в том числе, принципиально новых онлайновых СМИ, а также сайтов СМИ традиционных.

Между тем, уровень подготовки по информатике в школах, и городских, и сельских, оставляет желать лучшего. И дело не столько в недостатке компьютеров, сколько в педагогических кадрах. Автор читал небольшой курс по основам работы в Интернет для педагогов, и убедился в том, что педагоги зачастую не владеют даже технологиями сегодняшнего уровня, не говоря уже о прогнозах и динамике обновления.

Большинство студентов отделения журналистики филологического фа-культета ВГПУ пришли в университет непосредственно со школьной скамьи, обладая менее чем номинальными знаниями по информатике, полученными в сельских школах. Однако, короткий спецкурс “Интернет для журналиста”, про-читанный автором в двух группах, продемонстрировал высокую обучаемость аудитории. За 4 академических часа, проведенных в Интернет-классе, практически каждый студент получил первичные навыки поиска информации в Интернет, а также не только зарегистрировал себе адрес электронной почты, но и попробовал его использовать (в настоящее время многие студенты отделения являются постоянными посетителями класса бесплатного доступа в Интернет в Вологодской областной универсальной научной библиотеке). Этот факт вселяет оптимизм, он доказывает, что школьный пробел в компьютерных знаниях первокурсников может быть достаточно быстро восполнен.

При проектировании системы учебных курсов по ИТ имеет, на наш взгляд, учитывать и следующий фактор. За 5-6 лет обучения в университете, в течение которых студент осваивает применение ИТ, сами технологии могут обновиться радикально. Поэтому знания выпускника, изучавшего даже самые передовые на тот момент технологии, могут оказаться устаревшими уже к моменту получения диплома.

В качестве цели обучения будущих журналистов основам ИТ можно рассматривать соответствие кадров сферы медиа 2005-2010 годов уровню требований современного им информационного общества. Исходя из этого, задачи преподавания информационных технологий не могут сводиться только к освоению студентами стандартного набора практических навыков пользователя ПК. Эти задачи должны включать в себя получение студентами:

  • представлений об информационных технологиях, как о базе информационного общества,
  • знаний о существующей системе информационных технологий и динамике ее развития,
  • представлений о способах и методиках самостоятельного освоения новых программных и аппаратных разработок
  • умений и навыков широкого применения ИТ в сфере медиа.

Практическое обучение информационным технологиям должно, на наш взгляд, быть сквозным на протяжении всего курса обучения, строиться с учетом развития самих технологий и содержать в себе последовательно:

  • общий пользовательский курс (основные представления о компьютере, операционной системе, офисных приложениях)
  • специальный пользовательский курс (компьютер для журналиста),
  • компьютерные верстка и макетирование,
  • основы мультимедиа,
  • Интернет, как источник информации и средство коммуникации
  • веб-дизайн и передовые Интернет-технологии

На старших курсах имеет смысл преподавание теоретических основ таких дисциплин, как кибернетика и теория информации. Кроме того, информационные технологии должны рассматриваться как фактор в преподавании философии, психологии (психологические аспекты удаленной коммуникации, фактор интерактивности в СМИ и т. д.), теории коммуникации и теории журналистики.

Поделиться в соцсетях: