Тезисы доклада. В сборнике научного форума «Инновации. Бизнес. Образование». Ярославль, МУБиНТ, ноябрь 2010
Под корпоративными знаниями мы будем понимать здесь продукт рефлексии опыта (педагогического, организационного, маркетингового, научного и т. д.), формализованный и структурированный при помощи различных знаковых систем. Источником этого опыта и субъектом рефлексии и формализации её результатов выступает само научно-педагогическое сообщество вуза. Ценность корпоративных знаний состоит в том, что они являются важнейшим ресурсом и необходимым условием развития любой организации, но в особенности – высшего учебного заведения. Поскольку для вузов, как структур одновременно образовательных и научно-исследовательских, корпоративные знания всегда служили в конечном итоге источником формирования знаний академических, а последнее и было по сути одной из важнейших функций университетов.
Корпоративные знания могут и должны выступать объектом управления. В качестве основных задач управления корпоративными знаниями следует рассматривать их формирование, накопление, структурирование, использование в качестве научного продукта и содержания образовательного дискурса. Решение указанных задач предполагает широкое и разнообразное письменной формы коммуникации – в адекватном ей коммуникативном пространстве, посредством соответствующих кодов и знаковых систем, с использованием инструментария, отвечающего этим задачам. К таким инструментам, наряду с другими их разновидностями, относится интернет-форум.
Под форумом в Интернете принято понимать разновидность сайта или его части, предназначенную для открытого обмена посетителей (участников) письменными сообщениями. Эти тексты сгруппированы в тематические обсуждения вокруг стартовых сообщений, призванных обозначить, как правило, тему дискуссии (отсюда принятое общее название такой дискуссии – тема на форуме, представляющая собой его структурную единицу). Сообщения, размещенные в форуме, обычно являются доступными для чтения широкой публике (посетителям сайта), индексируются поисковыми системами, сохраняются в течение долгого или неограниченного времени; их размер варьируется от нескольких слов до статьи в десятки тысяч знаков. Одной из значимых особенностей форума является возможность для его «рядовых» участников выступать инициаторами дискуссий – авторами стартовых сообщений тем.
Интернет-форум существенно отличается от других аналогичных инструментов: от блога, чата, социальной сети, почтовой рассылки и имеет ряд преимуществ по сравнению с каждым из них. Так, блог замкнут на единого автора, только автор в нём может инициировать дискуссии. Чат, в силу того, что общение в нём привязано к реальному времени и тексты не сохраняются в свободном доступе, чреват утратой значимого материала. Социальная сеть многофункциональна, в этом её плюсы, но и минусы – организация дискуссий в ней выступает, как правило, вторичной функцией, по сравнению с контактом, обменом новостями и т. д. Например, в самых популярных сетях odnoklassniki.ru и vkontakte.ru интерфейс встроенных форумов крайне беден, писать большие сообщения неудобно, а форматировать их надлежащим образом просто невозможно.
Таковы общие тенденции. Исключение составляет инструмент для создания сообществ ning.com (пример использования данного средства – сообщество elearningpro.ru, объединяющее тех, кто занимается проблематикой «электронного» обучения). Возможности форума здесь представлены в полном объёме, наряду с другими функциями социальной сети. Однако, распространение данного инструмента ограничивается платными условиями распространения продукта.
В информационное пространство вуза могут входить многие разнообразные составляющие – и LMS, и общедоступное представительство вуза в Интернете (то есть, сайт в общепринятом понимании), и административный инструментарий, и многое другое. Имеет смысл обязательно интегрировать в эту среду систему форумов. И не только для использования непосредственно в процессе обучения: форум является, на наш взгляд, одним из наиболее приспособленных инструментов для решения упомянутых выше задач управления корпоративными знаниями.
Мы не случайно выше упомянули опыт как первичный материал для формирования знаний. Именно опыт, прошедший некую минимальную формализацию, может быть предъявлен для запуска дискуссии. Вместе с тем, данный необходимый шаг не является достаточным. В идеале дискуссия даёт своим участникам новый материал для осмысления. Результаты этого осмысления предъявляются далее здесь же, на форуме, и питают дальнейшее обсуждение и построение выводов. На заключительном этапе имеет смысл обобщить все материалы дискуссии и получить таким образом крупицы искомого корпоративного знания, ценного своей конкретностью.
Такова идеальная картина, реализация которой сопряжена с рядом сложностей. Не главной, но существенной является освоение интерфейса форума и приобретение навыков его использования. Объективно здесь нет ничего сложного, затруднения обусловлены, как правило, субъективными установками и стереотипами, но новичкам от этого не легче. Куда более важным является целый комплекс проблем мотивации преподавателей. На формализацию опыта нужны усилия и время, не все готовы их тратить. Ещё менее мотивированным оказывается знакомство с чужим опытом и, тем более, его обсуждение, да ещё в письменной форме. И ещё более сложно побудить людей анализировать результаты своей и чужой работы (в дискуссии), делать выводы и использовать их в образовательной и научной практике.
Вместе с тем, трудность не означает невозможности. На интернет-форуме можно реализовать как раз тот редкий тип конструктивного спора, в котором, по пословице, рождается истина. Практика такого спора в традиционных формах, в оффлайне, бытует лишь номинально, бессистемно и малопродуктивно. Организация взаимодействия в сетевой среде интернет-форума способна восполнить данный пробел.