Воспитательный потенциал Веб 2.0 как новый вызов педагогу

Статья в сборнике
Организация воспитательной работы в современном образовательном учреждении. Материалы V межрегиональной научно-практической конференции / Под общей ред. к. п. н., доц. А. А. Огаркова – Вологда: ВРО ОДОО “МАН “Интеллект будущего”, 2011. – С. 86-91.

Евангельская фраза о том, что ученик не выше учителя своего (Мф, 10:24; Лк, 6:40) отражает лишь некий общий принцип. Бывают исключения (кстати, лишь подтверждающие это правило). В частности, сегодня в обществе по отношению к информационно-коммуникационным технологиям сложилась такая ситуация, когда ученик в собирательном значении слова оказывается существенно более подготовленным, нежели учитель. И речь идёт не только о чисто «технических» знаниях, умениях и навыках пользователя компьютера, но и о тех социально-гуманитарных компетенциях, к которым первые открывают доступ. Так, дети в массе своей куда охотней и больше проводят времени в социально-коммуникативной среде Интернета – в блогах, социальных сетях и т. д. – и, как следствие, куда свободней чувствуют себя в ней, чем их родители и учителя.

Ситуацию отчасти объясняет модная ныне теория поколений [1, 3], выдвинутая Н. Хоувом и В. Штраусом. Согласно этой теории, жизненные ценности и идеалы, формирующиеся в детские годы, сменяются приблизительно раз в двадцать лет, вместе со сменой поколений. Таким образом, в школе сейчас доучивается поколение Y (1983-2003 годы рождения), а за партами в начальной школе уже сидит поколение Z. Это те, кто появился на свет с 2003 (и ещё появится по 2023), их дошкольное детство прошло в эпоху победного шествия Интернета, компьютер для многих оказался чуть ли не первой игрушкой, читать с экрана и набирать текст на клавиатуре для них совершенно естественное занятие, которому не нужно учиться. И данное  обстоятельство не может не влиять на их систему ценностей: Интернет не является для них просто источником информации или просто средством связи, он стал ещё одной средой обитания. Со всеми вытекающими из этого следствиями.

Как Интернет вообще, так и российский его сектор – так называемый Рунет – в частности, сегодня совсем не тот, что был десять лет назад. Прежде всего, он очень изменился в количественном отношении, и эти изменения свидетельствуют, что Интернет в нашей стране стал массовым явлением: если, например, к 2000 году в России насчитывалось, по разным оценкам, от 1 до 3 миллионов пользователей глобальной сети [4], то на рубеже 2010 и 2011 года этот показатель составил от 46,5 миллионов [5]. По одним данным; по другим – только ежедневная аудитория Интернета в России составляет 40 миллионов человек [6]. Однако, сколь бы ни были впечатляющими эти цифры, они меркнут перед качественными изменениями в Рунете, имевшими место за истекшее десятилетие.

Сути этих качественных изменений известный американский исследователь и общественный деятель Тим О’Рейли дал название Веб 2.0, понимая под данным термином не столько технологию, сколько отношение [2]. Феномен Веб 2.0 можно рассматривать как некий подход к построению интернет-ресурсов, предполагающий размытость границ между автором и читателем, исчезновение каждой из этих двух традиционно самостоятельных ролей. Веб 2.0 в целом характеризуют следующие основные тенденции. На смену традиционным дистрибутивам программного обеспечения приходят динамичные сервисы, причём, действуют они на уровне не отдельно взятого компьютера, а локальных сетей и Интернета; эти программы предельно просты в освоении и использовании. Появляются уникальные источники информации, которые тем содержательней, чем больше люди ими пользуются (причём, эти источники принципиально управляемы, что представляется очень важным в контексте данной статьи). Пользователь ресурса рассматривается уже не как пассивный потребитель информации, но как партнёр по развитию сайта. Возникает интегрированный коллективный интеллект – и созданный им интеллектуальный продукт глобального масштаба.

Социальные сети, такие, как Вконтакте, можно назвать одной из форм реализации подхода Веб 2.0. Причина высокой популярности социальных сетей среди пользователей Интернета (особенно той возрастной группы, которая нас в данном случае интересует) кроется, на наш взгляд, в полифункциональном характере этого сервиса. С его помощью можно делать очень многое: узнавать новости, заявлять о себе, находить новые музыкальные фонограммы, фильмы, игры и так далее, обсуждать самые разные насущные проблемы, поддерживать связь с имеющимися друзьями и заводить новых.

Социальные сети – форма Веб 2.0 хоть и самая распространённая, но не единственная. По-прежнему популярны блоги и блогосфера – из-за возможности любого пользователя реализовать собственный авторский потенциал. В сущности, блог, как принцип, основан на таком древнем явлении культуры, как личный дневник. Ещё более древней с точки зрения истории культуры и куда более старой для сферы информационно-коммуникационных технологий оказывается другая форма существования Веб 2.0 – форум. Правда, здесь следует оговориться: исторически форум, в отличие от дневника, предназначался для устной формы речи. Письменным его сделала именно компьютерная революция ещё на самой заре существования глобальных сетей. Относительную живучесть форума можно объяснить, во-первых, демократичностью его устройства: для того, чтобы открыть обсуждение новой темы, участнику вовсе не обязательно быть владельцем (единоличным автором), как в случае с блогом. Второе преимущество форума заключается в широких, не сопоставимых с потенциалом социальных сетей в этом смысле возможностях обсуждения проблем и текстов. То есть, из всех форм письменной коммуникации именно дискуссия – подходит для форума более, нежели для социальной сети или блога.

Свои достоинства есть у каждой из форм, каждого из видов интерактивных площадок – у социальной сети, блога, форума. Все они являются сегодня средой, где активно протекает социализация поколений Y и Z. Протекает – едва ли не прежде всего, едва ли не более, чем во всех остальных группах, существующих вне Интернета. Однако, этот факт школьными педагогами в большинстве своём сегодня игнорируется. Мы настаиваем на данной формулировке вот на каком основании: социализация-онлайн находится сегодня практически вне контроля со стороны школы. Наше утверждение легко было бы опровергнуть, приведя в качестве примеров множество активно действующих школьных сетевых сообществ, где бы развёртывался воспитательный процесс, контролируемый педагогами. Но таких примеров ничтожно мало.

Нужно отметить, что некий воспитательный процесс в Интернете вообще-то уже давно развёртывается. Стихийно. И потому – к сожалению. Влияние Интернета и его норм на последний, рубежный «эшелон» поколения Y и на поколение Z, как мы уже отмечали, трудно переоценить. Доверие к информации, полученной онлайн, и авторитет её источников угрожающе высоки. Эту тенденцию можно отследить, наблюдая, что проделывают школьники в Интернете с русским языком. Скажем, вопрос, нужно ли обучать школьников навыкам письменной речи посредством клавиатуры, имеет два ответа, казалось бы, взаимоисключающих. Не нужно, так как школьники уже давно и бегло пишут в Интернете. Нужно, исходя из того, что и как они пишут. А то, как они пишут, зависит от того, что они читают. А читают они, в самом лучшем случае, низкопробную литературу, обычно же блоги и прочее творчество себе подобных. Имеет место порочный круг: безграмотность воспроизводится без оглядки на норму, вследствие чего сама становится нормой, то есть перестаёт считаться безграмотностью. Следующим этапом такого «воспитания» является нарочитое искажение языка, демонстративный отказ от «школьных» правил правописания и речевого поведения. И данная ситуация находится практически вне контроля со стороны педагогического сообщества.

В качестве одного из вариантов ответа на «воспитательный» вызов Интернета, вполне реализуемого в масштабе отдельно взятой школы, может рассматриваться форум, созданный при школьном сайте (другими вариантами ответа могут быть тематические школьные группы в социальных сетях или блоги учителей и школьников, однако, проблемы, связанные с осуществлением этих решений – практически те же, что и для форума). На форуме может быть организовано обсуждение событий школьной жизни, шире – любых насущных проблем, от частных и личных до глобально-мировоззренческих. Например, предметом разговора может оказаться и готовящийся спортивный праздник, и выборы школьного самоуправления, и новые образовательные стандарты… Участниками такого форума, помимо учащихся и педагогов, могут быть родители и вообще сообщество жителей города или региона.

Однако, мало создать форум, важно привести его в действие. Мы не будем здесь останавливаться на технической стороне вопроса, поскольку в техническом плане вполне достаточно установить на сайте соответствующее программное обеспечение [1]. Это задача, на решение которой квалифицированному системному администратору вряд ли потребуется более часа с учётом выполнения всех необходимых организационных процедур. Куда более сложной представляется организация эффективной социальной коммуникации и управление ею на школьном форуме. Здесь вероятность фатальной для форума ошибки подстерегает организаторов с самого начала. Например, самый надёжный способ погубить форум ещё до его открытия – отдать управление в руки системного администратора школьной компьютерной сети (если последний не является педагогом). Но в состоянии ли и профессиональный педагог эффективно осуществлять управление форумом, как коммуникативным пространством? Если соблюсти ряд условий, вопрос не только получит положительный ответ, но и вовсе будет восприниматься, как риторический. Оговорим далее эти условия.

Первая необходимая компетенция лежит в области собственно теории и практики социальной коммуникации. Она начинается с осознания простого факта, что форум сам по себе, без усилий его создателей, не станет тем, чем он должен стать. И что форум может быть создан не одним человеком, а только группой людей, командой единомышленников. О создании которой, как и о мотивации её членов, следует целенаправленно позаботиться заранее. Оптимальной является ситуация, когда у истоков форума стоят несколько человек, находящихся в творческой оппозиции друг к другу, желающих и умеющих вести плодотворную дискуссию. В случае со школьным форумом лучше всего составить такую команду из нескольких педагогов и учащихся, заранее выяснив и, по необходимости, обеспечив мотивацию каждого члена команды. Последнее представляется особо важным как на начальном этапе проекта, так и на последующих: случайные люди способны загубить начинание. Предъявляя на форуме различные мнения и позиции, члены команды по отношению к самому форуму и его развитию, тем не менее, должны действовать, как единое целое. Можно сказать, что форум в этом случае выступает в роли общей ценности, «виртуального» символа единения школьного сообщества. Выше мы отмечали в качестве важного фактора управляемость ресурсов, функционирующих по принципу Веб 2.0. Неуправляемые ресурсы, пущенные на самотёк – гибнут.

Второе условие касается компетентности самого педагога в области Интернета, как коммуникационной (технологической), так и коммуникативной (необходимо иметь системное представление о том, что собой представляет Интернет как среда социальной коммуникации). Педагог должен не просто уметь пользоваться Интернетом вообще и форумом в частности, ему имеет смысл полностью освоиться в среде интернет-коммуникации, всецело адаптироваться к её законам, предварительно потратив на это значительную часть своего времени. Если школьный форум – первая интернет-площадка, в работе которой данный педагог принимает участие, то затея заведомо обречена на провал. До участия в школьном форуме, не говоря уже о руководстве им, педагогу следует активно поучаствовать в общении на нескольких ресурсах, самых разных по своему содержанию и действующим там нормам, а также обзавестись собственным блогом и наполнить его текстами. Чтобы научиться отвечать на чужие темы, инициировать свои и, что, пожалуй, самое важное, адекватно реагировать на комментарии к своим собственным текстам.

Третье условие – моральная готовность педагога к тому, что учащиеся могут вести себя на форуме совершенно по-иному, нежели на уроках, переменах в школе или на внеклассных мероприятиях: значительно раскованнее и смелее. И на вопрос, готов ли он к такой смелости своих подопечных, педагогу стоит ответить себе заранее, до того, как он зарегистрируется на форуме и примет участие в его деятельности.

Если говорить не о конкретном педагоге или конкретном школьном форуме, а об общей тенденции, то выполнению этих условий (особенно последних двух) в конечном счёте нет альтернативы. Интернет, как пространство социальной коммуникации, как среда социализации – уже существует. Следовательно, с вопросом, допускать ли её существование, мы уже опоздали. На повестке для совершено другая проблема: как по возможности быстро начать эффективно и профессионально контролировать «воспитательные» тенденции этой среды. Социально-коммуникативное пространство Интернета сегодня можно сравнить с мощным оружием. А, как сказал советский писатель Н. Леонов, ничейного оружия не бывает.

Литература

1. Howe N., Strauss W., The Next 20 Years: How Customer and Workforce Attitudes Will Evolve // Harvard Business Review, July-August 2007
2. Tim O’Reilly. What Is Web 2.0. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. Режимдоступа: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html
3. Антипов А., Шамис Е. Теория поколений. // E-Xecutive. Режим доступ: http://old.e-xecutive.ru/publications/specialization/newfolder8086/article_5457
4. Голубков Е. П. Использование Интернета в маркетинге // Маркетинг в России и за рубежом, № 3, 2002 год. Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/marketing/2002-3/10.shtml
5. Сайт радиостанции «Голос России» со ссылкой на РИА «Новости», режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2010/12/20/37300282.html
6. Сервер RUметрика. Режим доступа: http://rumetrika.rambler.ru/review/2/4642


[1] Автор для организации собственного форума http://forum.omelin.ru использовал программный комплекс PhpBB 3. Существует целый ряд аналогичных программ, а есть и интегрированные решения, предназначенные специально для образовательных учреждений. Пример: http://www.vologda.mubint.ru. Все упомянутые программы распространяются свободно.

Поделиться в соцсетях: