Интернет-представительство педагога: персональный сайт или страница в соцсети?

Региональное образование и культура: взгляд в будущее : Сборник методических и научно-педагогических материалов, исследовательских, проектных и творческих работ. Вып. 2(22) Обществ. Малая акад. наук «Интеллект будущего», Вологод. регион. отд-ние ; под ред. А. А. Огаркова. — Вологда : Интеллект будущего, 2023. — С. 37-41

Под интернет-представительством понимается здесь содержание, размещённое его автором в сети Интернет с целью самопрезентации. Как правило, автор выступает в качестве субъекта той или иной профессиональной деятельности в самом широком смысле слова. Помимо имени и других личных данных (например, информации о том, в каком городе или районе автор проживает и чем увлекается, личных фотографий и тому подобного), предназначенных для публичного распространения, публикуемые таким образом материалы – прежде всего совокупность сведений о деятельности и её содержании, результатах и достижениях, а также сами результаты, некоторые элементы этого содержания и информация, используемая для обеспечения этой деятельности. Ограничений по формату и жанру эти материалы фактически не имеют.

Понятие интернет-представительства шире, чем понятие персонального сайта, оно вообще выходит за рамки одного сайта, то есть может представлять собой как один ресурс, так и несколько, или даже несколько частей и разделов разных сайтов, имеющих адреса в разных доменах, но объединённых одним авторством, одним представляемым субъектом.

Интернет-представительство педагога, таким образом, кроме информации о нём самом, может содержать портфолио, сведения об образовании, опыте работы и профессиональных наградах, научные и творческие работы, разнообразные методические и учебные материалы, предназначенные в том числе и для непосредственного использования в учебном процессе.

Одной из важных функций интернет-представительства является организация связи автора с его аудиторией. Обратная связь может осуществляться как в закрытой форме, в частности, по электронной почте или посредством мессенджеров, так и в открытой – от ссылок на сообщества в соцсетях до разнообразных дискуссионных платформ, размещённых непосредственно на сайте (например, форумов или инструментов публичного комментирования материалов сайта).

Исторически первым типом интернет-представительства был персональный сайт, в подавляющем большинстве – сайт-«визитка», или «домашняя страница». Зародилось это явление в начале 90-х годов прошлого века и достигло пика своего развития в самом начале нынешнего с появлением и массовым распространением сервисов бесплатного хостинга, предоставляющих возможность создавать и размещать простые сайты, в том числе на основе готовых шаблонов, без необходимости в каких-либо компетенциях в области веб-разработки. В качестве одного из наиболее известных примеров можно назвать Narod.ru, возникший как один из сервисов Яндекса, просуществовавший в таком статусе до начала 2013 года, далее перешедший во владение другой компании – uCoz – и поглощённый её аналогичным сервисом.

На этом этапе основной задачей интернет-представительства педагога было распространение информации, необходимой для поддержки его профессиональной деятельности. Функции обратной связи придавалось куда меньшее значение, нежели сегодня, формы её реализации были довольно ограниченными и сводились к закрытой связи посредством электронной почты и открытой – посредством форумов и гостевых книг, представлявших собой по существу те же форумы, только в усечённом виде, с меньшим набором возможностей. На сервисах бесплатного хостинга «домашних страниц» упомянутый инструментарий обратной связи присутствовал в виде встроенных компонентов, которые владелец страницы мог по своему желанию задействовать.

Следующей по времени появления формой авторского интернет-представительства является блог – открытый онлайн-дневник или авторская лента новостей, предполагающая определённую регулярность публикации контента. Первая общедоступная блоговая платформа появилась на свет всего несколько лет спустя после первого сайта, в 1996 году, и с тех пор, вот уже более четверти века, данный формат не подвергался существенным изменениям. Единственным значимым новшеством стало возникновение мультимедийного аналога этого явления – видеоблога, это произошло в 2000 году.

По сравнению даже со сделанной по готовому шаблону «домашней страницей» на бесплатном хостинге, блог предоставляет своему владельцу весьма ограниченный набор возможностей оформления и организации контента. Таксономия публикуемого материала крайне скудна, в блоге нельзя даже создать полноценного инструментария для навигации, например, меню, можно лишь структурировать материалы при помощи меток (тегов), но нельзя менять последовательность размещения статей, как нельзя и создавать каких-либо материалов, кроме новостных по формату, структурируемых непосредственно в процессе публикации в соответствии с её датой.

Вместе с тем, блог на общедоступной платформе даже на начальном этапе обладал одним очень важным преимуществом перед сайтом-«визиткой» – с его помощью было значительно проще организовать коммуникацию по интересам с другими аналогичными авторами и вообще с другими пользователями блог-сервиса. Для интернет-представительства это является более чем значимым, поскольку обратная связь, как мы уже отметили, выступает одной из его важнейших функций. Сервисы, предоставляющие бесплатный хостинг для «домашних страниц», пытались преодолеть этот свой недостаток посредством организации полноценного внутреннего поиска, но это в любом случае не шло ни в какое сравнение с блог-сервисами.

Оба вышеописанных типа интернет-представительства – сайт-«визитка» и блог на общедоступной платформе – с самого начала предлагали владельцу ресурса определённые, по-своему ограниченные, возможности для презентации себя и своей деятельности. Разница состояла в способах пополнения контента: сайт-«визитка» в подавляющем большинстве случаев состоял из статичных страниц на языке HTML, что затрудняло оперативное обновление и пополнение материалов, хотя давало относительно бόльшую свободу действий в плане таксономии и удобства навигации. При этом элементарного знания основ языка HTML могло требовать управление даже сайтом, сделанным по готовому шаблону – в частности, если было необходимо добавить в меню сайта новый пункт. Блог же, напротив, представлял собой ленту публикаций, организованных по дате, размещение новых материалов вообще обходилось без использования языка HTML и было значительно более удобным, особенно для неопытных пользователей, однако за оперативность пополнения контента приходилось серьёзно платить ограничением возможностей.

Принципиальные коррективы в эту конкуренцию двух основных форматов самопрезентации в Интернете внесло появление социальных сетей, они перехватили подавляющее большинство функций и возможностей того и другого. Сам феномен берёт начало в середине 90-х годов XX века, то есть тогда же, когда и общедоступная блоговая платформа, но бурное развитие соцсети получили лишь через десятилетие – с появлением Facebook (2004 год)[1], «ВКонтакте» (2006 год) и целого ряда других аналогичных сайтов. Социальные сети представляли собой очень существенно расширенный и улучшенный вариант блога, обогащённый возможностями создания личного профиля, что полностью упразднило необходимость в сайтах-«визитках». Действительно, нет смысла создавать себе такой сайт, даже простым способом, когда для размещения той же самой информации достаточно зарегистрировать учётную запись в социальной сети, сразу же обеспечивающую её владельцу коммуникацию с другими пользователями той же сети.

Однако аккаунт в социальной сети не вполне подходит в качестве полноценного интернет-представительства педагога, потому что он непригоден для размещения подавляющего большинства интерактивных материалов, В нём нельзя, например, разместить тест, предполагающий машинную проверку (тогда как типов вопросов, для которых возможна машинная оценка ответов, достаточно много). Нельзя также использовать интерактивные лекции, предполагающие, например, ответы обучающихся на вопросы по ходу изучения материала. Нельзя вообще использовать любые материалы, по сложности организации выходящие за рамки возможностей социальной сети.

С другой стороны, в силу объективных тенденций развития Интернета, о которых говорилось несколько выше, к сегодняшнему дню «домашняя страница» как способ самопрезентации стала полностью достоянием истории. Однако это не означает исчезновения персонального сайта, как такового. Персональные сайты существуют и сегодня, но ориентированы они часто на коммерческий эффект и имеют ярко выраженную маркетинговую составляющую. Они давно вышли за рамки формата «визитки» и предлагают, помимо того, что можно разместить в профиле социальной сети, обширное авторское содержание.

Такой сайт требует технологических решений, кардинально отличных от описанных в начале данной статьи. Так, разработка не может быть осуществлена посредством создания статичного сайта на языке HTML на бесплатном сервисе (которых почти не осталось). Альтернативой является создание сайта на основе одной из общедоступных систем управления содержанием (англ.: Content Management System, сокр.: CMS). Реализация такого решения несколько сложней создания «домашней страницы» на бесплатном сервисе, она требует минимальных познаний в области запуска и управления CMS (а возможно, и незначительных финансовых затрат на домен и платный хостинг), но зато способна обеспечить полноценный персональный сайт.

Самой простой в использовании и самой распространённой и быстро развивающейся из подобных систем является свободно распространяемая CMS WordPress. Интересно, что создавалась она под потребности не персонального сайта, а блога, однако в ходе распространения и развития обросла новыми возможностями, очень далеко выходящими за описанные выше возможности блога. Сегодня на WordPress создаются сайты самых разных типов и предназначений – новостные ленты, интернет-СМИ, сайты организаций, интернет-магазины и другие коммерческие сервисы, расширенные варианты блогов и персональные интернет-представительства. В любую подобную конструкцию достаточно легко интегрируются разнообразные инструменты взаимодействия с социальными сетями, что позволяет фактически не только объединить, но и существенно расширить возможности тех решений, которые описаны выше.

Интеграцию средств управления аккаунтами соцсетей в персональное интернет-представительство следует рассматривать прежде всего как создание высокоэффективных средств обратной связи. Исследование, проведённое автором настоящей статьи восемь лет назад, в 2015 году [2], показало, что связь с владельцами ресурсов через социальные сети была организована тогда лишь на 24% обследованных сайтов педагогов. Сегодня можно утверждать, что этот показатель если не равен 100%, то приближается к данной величине, хотя такая связь обычно ограничивается самыми простыми способами, например, ссылкой на страницу автора в соцсети «ВКонтакте». Реже можно встретить ещё «Одноклассники», сохранилось и присутствие педагогов в Facebook, однако после признания в России её владельца компании Meta экстремистской организацией это присутствие хотя и не прекратилось вовсе, но существенно уменьшилось, поскольку за год в 3,5 раза сократилась и российская аудитория этой соцсети [1]. В качестве не столько альтернативы, сколько дополнения к этому активно осваивается сеть видеоблогов TikTok.

Однако CMS WordPress в плане использования его в качестве основы для интернет-представительства педагога имеет один важный недостаток. Эта CMS является универсальной, и, как и любое универсальное средство, не очень хорошо приспособлена для проектов, требующих глубокой специализации, в частности, образовательных. Владельца сайта здесь подстерегает та же проблема, что и с социальной сетью – нехватка интерактивных инструментов, в частности, тестов. Сторонние плагины, разрабатываемые и предлагаемые во множестве, способны решить проблему лишь отчасти. Для образовательных интернет-проектов значительно более подходит CMS Moodle, также свободно распространяемая и специально предназначенная для такого рода задач. На её основе в мире разработано огромное число сайтов –  от ресурсов крупнейших университетов до персональных сайтов педагогов. Однако, при всех её достоинствах, использование CMS Moodle сопряжено с некоторыми трудностями. Во-первых, веб-ресурс на её базе довольно сложен в установке и управлении, несоизмеримо сложней WordPress. Во-вторых, он весьма требователен к веб-серверу, найти бесплатный хостинг для его размещения практически невозможно. В-третьих, отсутствует техническая документация на русском языке. Поэтому персональных сайтов на основе Moodle очень немного, несмотря на огромные возможности данной CMS.

 

Выбор формата интернет-представительства зависит от задач, которые педагог перед собой ставит, и для решения которых оно необходимо. Если задачи исчерпываются коммуникацией с обучающимися и родительским сообществом на предмет организации образовательного процесса, то страницы в социальной сети, в лучшем случае – сообщества той или иной степени закрытости – вполне достаточно. Могут быть размещены в таком сообществе также тексты, изображения разного рода, аудио- и видеоматериалы для изучения, даже небольшие опросы, не требующие машинной обработки. Обучающиеся могут публиковать ответы, результаты своей работы, которые далее оцениваются вручную.

Если же интернет-представительство педагога предполагает не только коммуникацию, но и систематическое использование учебных материалов и интерактивных форм, не обойтись без полноценного сайта. Ранее [2] мы предложили название для такого типа сайтов – авторский портал,  под которым понимается некий узел, обеспечивающий доступ к ряду других, внешних по отношению к нему ресурсов. Такими внешними ресурсами могут быть, в частности, те же упомянутые здесь сообщества и аккаунты в социальных сетях – при таком подходе они используются вместе с сами порталом и составляют вместе с ним единой комплекс, которые мы и понимаем здесь как полноценное интернет-представительство педагога.

 

Список литературы

  1. За год блокировки аудитория Instagram упала в 5 раз, а Facebook – в 3,5 раза. Ведомости, 04.03.2023. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/media/articles/2023/03/04/965272-auditoriya-instagram-upala
  2. Омелин М. В. Письменность 2.0 и персональный сайт педагога. Региональное образование: взгляд в будущее: сборник научно-педагогических и методических материалов. Вып. 6 / Обществ. Малая акад. наук «Интеллект будущего», Вологод. регион. отд-ние; под ред. А. А. Огаркова. – Вологда: Интеллект будущего, 2015. – С. 38-45.

[1] В марте 2022 года компания Meta, являющаяся собственником социальной сети Facebook, признана в России экстремистской организацией, вследствие чего доступ к данному ресурсу ограничен Роскомнадзором.

Поделиться в соцсетях: