Это всего лишь немного обобщенный и систематизированный конспект доклада на семинаре “Инновационная журналистика”, проведенном Центром Стратегических Исследований Приволжского федерального округа (Нижний Новгород, 11-13 июня 2001). И хотя публично произносил текст я, сказать “моего доклада” здесь было бы несправедливо. Потому как доклад готовила (в буквальном смысле – делала) группа интернет-журналистов из различных регионов, в основном из Приволжского ФО.
ПРИМ. (11.03.2012): Любопытно сопоставить наш тогдашний прогноз с тем, что далее произошло на самом деле.
Темы, предложенные к обсуждению. Это рассматривалось изначально, как тематическая схема доклада. Вопросы, которые нам предлагалось обсудить…
- Требования к квалификации журналиста
- Требования к технологиям
- Формат СМИ
- Возможные новые проекты
- Основные жанры СМИ
- Взаимоотношения (взаимодействие?) с властью и учредителями
- Будущее пиара, в т. ч. “чёрного”
- Изменения аудитории
Однако это не значит, что далее вы найдете ответы на эти вопросы, не то что итоговые и окончательные, а вообще какие бы то ни было. А впрочем…
Ответы, которые мы увидели и сформулировали, готовя доклад, сейчас представляются мне группой неких разнонаправленных, порой встречных друг другу тенденций. Начнем с требований в квалификации журналиста.
Универсализация. Уметь требуется все больше, и разного. Один жанр, один формат, один тип СМИ – недостаточно.
Специализация. Объемы и скорости прохождения информации настолько велики, а сама она настолько разнопланова, что недостаточно уже одного редактора, одного выпускающего и т. д.
Мобильность – способность и умение журналиста быстро и эффективно ориентироваться в стремительно возрастающих информационных потоках и их скоростях.
Технологизация. Не только насыщение журналистики технологиями, прежде всего, сетевыми (и требование к журналисту уметь с ними обращаться), но и превращение самой журналистики – в коммуникативную технологию. Ожидающую, кроме всего прочего, серьезных знаний и логик.
Прибавлю в этот список еще одну тенденцию – это не прозвучало в докладе, но имеет прямое отношение к его предмету и служит неким противовесом технологизации.
Гуманизация. В постиндустриальном обществе интерес собственно к человеку, вне производственных контекстов, будет возрастать. И человеческое, возможно, станет предметом журналистики в большей степени, чем сейчас. По крайней мере, не в меньшей.
Тематика и содержание материалов СМИ затрагивают еще одну пару встречных процессов, происходящих в мире в целом.
Глобализация. Время прохождения информации о любом значимом событий в мире исчисляется уже минутами. Мировые медиаканалы уже сейчас представляют собой единую информационную сеть: то, что узнал один человек, практически сразу могут узнать миллионы.
Регионализация. Возрастание интереса к национально-культурной традиции, к местным новостям, событиям и явлениям – как средству остаться самим собой в условиях глобализации.
Что касается технологий сугубо журналистских, вот еще пара встречных мнений – о методе сообщения информации, которому отдадим предпочтение мы сами и наша аудитория.
Факт. Аудитории интересно не столько наше мнение, сколько факты, их мы и должны сообщать людям.
Интерпретация. Голые факты скучны и мало кому нужны. Очень важно, насколько интересно подан тот или иной факт – эмоциональная сторона.
Наша собственная трактовка должна быть, как минимум, отделена от фактов и вынесена за скобки – это вопрос скорее этический. В пользу же второго мнения (хотя лично я его не очень разделяю), говорит тенденция к гуманизации журналистики (см. выше)… Изменение форматов, жанров, соотношения типов СМИ будет определяться, прежде всего, их технологизацией (опять выше) и вообще насыщением информационными технологиями повседневной жизни человека.
Интернет и электронные СМИ возьмут на себя функцию сообщения аудитории оперативной информации, свежих новостей.
“Бумажные” СМИ, напротив, будут отдавать свои страницы не столько новостям, сколько более долгосрочным по актуальности материалам “журнального” свойства – публицистике, анализу…
Особо следует оговорить роль Интернета и сетевых технологий, весьма значительную уже сегодня и возрастающую в прогрессии. Участие Сети в деятельности СМИ может строиться на трех уровнях
Интернет-СМИ. Информационные агентства и ленты новостей онлайн, нарождающиеся или только задуманные сегодня теле- и радиостудии, вещающие исключительно в Сети – все те медиаструктуры, для которых Интернет – единственное или основное пространство существования.
СМИ с интернет-составляющей. Газеты, телестудии и радиостанции, разместившие в Сети свои электронные версии и представительства (например, проект автора этих строк – здесь).
СМИ, использующие Интернет. Это уже сегодня делают почти все, или очень многие. И не только электронную почту. О менее тривиальном использовании технических возможностей Интернета – см. здесь.
Отношения с властью, с учредителями и будущее PR (точнее, того, что под этим принято понимать в сегодняшней российской ситуации – достижение определенного пропагандистского результата за деньги) – имеет смысл рассматривать вместе.
Размежевание журналистики и пиар. Аудитория уже научилась распознавать “торчащие уши” в материалах, и будет продолжать учиться далее. Журналисты и СМИ, злоупотребляющие заказными материалами, рискуют утратить доверие людей.
Более тонкое проникновение пиар в журналистику. Пропагандистское воздействие журналистов, управление мнением аудитории станет более изощренным.
Здесь следует оговориться: точки зрения в группе по этому поводу также разделились, одни настаивали на преобладании первой тенденции, другие – второй. Возможно, правы и те, и другие: с одной стороны, информация, как таковая, будет становиться все более и более товаром, и чем она объективнее, тем лучше покупается, с другой – эта ситуация вынудит пиарщиков искать более тонкие формы, так как от попыток воздействовать на сознание “паствы” через СМИ они едва ли откажутся. В целом в систему взаимоотношений, очень обобщенно представляемую, как отношения СМИ и власти, оказываются втянутыми очень разные силы и группы, чьи интересы довольно трудно совместимы.
Государство будет продолжать стремиться сохранить и усилить свое влияние на СМИ.
Альтернативные (оппозиционные) силы, стремящиеся к реальной власти и располагающие ею, будут создавать и поддерживать мощные негосударственные информационные каналы с целью распространения собственного влияния на их аудиторию.
Независимость журналистов, поддерживаемая профессиональными сообществами, становится все более важным фактором (и будет далее все активнее противостоять влиянию двух вышеназванных сил)
Аудитория, которая, как уже было отмечено, становится все более взыскательной – и все более способной диктовать сфере медиа свои собственные требования
Говоря об аудитории, нельзя не отметить также все возрастающий (не в последнюю очередь благодаря Интернету) фактор интерактивности, многократное усиление обратной связи, возможность синхронного обсуждения актуальных публикаций самой аудиторией – это с успехом используется интернет-изданиями уже сейчас.