Медиапространство как составляющая информационного пространства

Тезисы к докладу.
Человек в информационном пространстве: Материалы международной научно-практической конференции (Ярославль, 20-22 ноября 2003 г.) – Воронеж-Ярославль, изд-во «Истоки». 2004. – С. 35-36.

Информационное пространство находится в пределах, во-первых, статичных информационных массивов и во-вторых, движения информационных потоков, их начальных и конечных точек. Слово «пространство» в нашем смысле содержит большую долю метафоричности, под пространством мы будем понимать здесь то, что очерчено не буквальными границами, а скорее смысловыми границами образа. Такое пространство, например, не бывает пустым – если оно пустое, его просто нет.

Иными словами, информационное пространство есть совокупность информационных объектов, знаков, существующих в режиме хранения и передачи. Пространство в том смысле, о каком идет речь, может рассматриваться как среда, более конкретно – информационное пространство понимается знаковая среда.  Среда ведь и есть пространство, окружающее объект, вместе с размещенными в тех же границах другими предметами, рассматриваемыми с точки зрения их отношений с объектом. В этом смысле элементами информационного пространства являются, с одной стороны, особым образом организованные группы знаков, с другой – участники (адресанты и адресаты) коммуникативных процессов, выступающие в качестве и субъектов, и объектов передачи информации.

В различных речевых контекстах словосочетание «информационное пространство» используется сегодня для обозначения различных видов совокупностей: текстов (в широком смысле), передаваемой и сохраняемой информации, данных в той или иной профессиональной сфере или сфере общественной активности, сообщений, так или иначе циркулирующих в социуме и т. д. Говорят о едином информационном пространстве в той или иной профессиональной сфере или отрасли, скажем, в сфере культуры, образования, а также об информационном пространстве межличностной и массовой коммуникации посредством компьютерных сетей (Интернет, Фидо). Или подразумевая сферу медиа, отождествляя информационное пространство – с медиапространством.

Это отождествление неоправданно сужает понятие информационного пространства, хотя медиапространство и является одной из его важнейших составляющих.

Под медиапространством мы понимаем здесь совокупность субъектов сферы СМИ (персоналий и сообществ), передаваемых ими текстов (причем этот процесс рассматривается как коммуникативный – целенаправленное распространение информации, служащей основанием для действия) и воспринимающего эти тексты коллективного адресата – массовую аудиторию, как целевую, так и самую широкую.

Рис. 1. Медиапространство в структуре информационного пространства

Соотношение медиапространства с информационным пространством как целым в рамках одних и тех же географических границ можно представить в виде схемы (рис. 1), где три круга, вложенных один в другой, обозначают соответственно: «И» – все информационное пространство, «К» – пространство массовой коммуникации и «М» – медиапространство [1].

Адресатом передачи сообщения в рамках информационного пространства может выступать не только массовая аудитория. Сюда входят и группа, и индивид –  во всем своем разнообразии непосредственная передача информации от адресанта к адресату. В условиях же медиапространства объектом распространения информации является исключительно массовая аудитория, причем сам процесс передачи сообщений оказывается опосредованным, между адресантом и адресатом с необходимостью стоят технические «посредники». Таким образом, пространство массовой коммуникации не тождественно информационному пространству вообще.

В свою очередь, пространство массовой коммуникации не сводится только к медиапространству. Так, информационные массивы, хранящиеся, например, в публичных библиотеках, не являются частью медиапространства, но входят в состав пространства массовой коммуникации.

Еще одной важной характеристикой изучаемого феномена является социальная актуальность содержания циркулирующих в медиапространстве текстов – в данном регионе, в данное время, в данном социальном контексте, т. е. «здесь и теперь». Как только актуальность естественным образом утрачивается, текст перестает быть частью медиапространства, «проваливаясь» с другие слои пространства массовой коммуникации, либо просто прекращая свое существование. Особенно это касается текстов радио и телевидения – в архивном виде, в отличие от газетных публикаций, эти тексты сохраняются довольно редко.


[1] В «бумажной» версии статьи схема пропущена (ошибка печати), сохранён только текст, включая все пояснения к схеме.

Поделиться в соцсетях: