Региональный Интернет как пространство коммерческой коммуникации: о динамике феномена

Тезисы к докладу.
Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Тезисы межвузовской научно-практической конференции. — СПб.: Роза мира, 2007. — С. 216-217.

Понятие «региональный Интернет» содержит в себе оксюморон, поскольку сам по себе Интернет, будучи глобальной сетью, не разделен какими-либо географическими ограничениями. Региональность в Интернете представляет собой не зону распространения информации, а только местоположение источника сообщений и специфику их тем (на национальном уровне к этим параметрам прибавляются еще языковые). Получателем сообщения оказывается не локальная аудитория, а некоторый пропорционально небольшой сегмент глобальной. Любое Интернет-сообщение несет в себе предельно широкую потенциальную адресацию, что не может не влиять на содержание коммуникации.

Коммерческая коммуникация в широком смысле, как распространение информации с целью обеспечения сбыта продукции, увеличения объема продаж товаров и услуг, пришла в Интернет на заре его истории. Промышленные и коммерческие предприятия начали использовать его одними из первых – для решения коммуникативных задач. Это касается и русскоязычного сегмента глобальной Сети, повторившей в своем развитии общемировые тенденции – с некоторым опозданием и ускоренными темпами.

Первоначально информационное пространство Интернета заполнялось сведениями от крупных операторов рынка, заинтересованных в освоении отнюдь не регионального его сектора. Так, руководитель большого предприятия мог закрыть представительство в Москве, заменив его сайтом, как источником информации для партнеров по всей стране. Но сайт обычно исчерпывался презентацией самого предприятия, каталогом продукции и прайс-листом.

В течение первых лет нового тысячелетия ситуация поменялась параллельно в трех взаимосвязанных направлениях. Во-первых, стало более богатым содержание сайтов – в том числе за счет интерактивной составляющей. Сайты предприятий из коммерческих презентаций постепенно превращаются в справочные базы данных по тем или иным товарам или услугам, а также в онлайновые магазины. В содержательном наполнении ресурсов все более участвуют их посетители, причем, содержанием общения уже не являются собственно купля и продажа, предмет существенно расширяется, вокруг сайтов, поначалу чисто коммерческих, складываются некие онлайновые клубы по интересам. Во-вторых, эти новые ресурсы решают куда более сложные коммуникативные задачи, отнюдь не ограничивающиеся рекламой. Речь о многоплановых и многоэтапных программах по продвижению имиджа, в которых собственно реклама – только один из аспектов. В-третьих, адресация коммуникативного сообщения, которое несет в себе сайт, из абстрактно-глобальной превращается в региональную. Аудитория сужается и становится целевой. Не в последнюю очередь это обусловлено многократным ростом количества людей, имеющих доступ в Сеть. Сегодня среди пользователей Интернета даже в небольшом городе можно найти необходимые целевые группы потенциальных потребителей товара или услуги и выстроить с этой аудиторией эффективную коммуникацию.

Таким образом, глобальная Сеть становится все в большей мере средой взаимодействия региональных коммуникаторов – с региональными же адресатами коммуникативных сообщений. Содержание такой коммуникации составляет в том числе и информация коммерческого характера.

Поделиться в соцсетях: