Журналист за компьютером

ПРИМ. (11.03.2012): сейчас сама попытка аргументировать необходимость компьютеризации журналистской деятельности выглядит немного нелепо. Но… посмотрите на дату создания материала. Вы будете смеяться, но тогда многие отечественные журналисты искренне считали компьютер – баловством, не более того.

Я не раз слышал от иных своих коллег (причем, возраст роли не играет), что журналисту имеет смысл использовать компьютер разве что как пишмашинку. Ну, для электронной почты еще… Но так ли это на самом деле? Вопрос риторический. Будь так, можно было этим и ограничиться, и больше ничего не писать. Ни здесь, ни вообще, потому как всяческой технической литературы и методических пособий по пишмашинкам и так предостаточно…

На самом деле задач для компьютера в нашей сфере больше, чем во многих других. Но для того, чтобы заставить вашего электронного помощника делать то, что он должен – выполнять за вас массу рутинной работы – неплохо бы для начала… выключить его, усесться от него, по возможности, подальше – и задать себе несколько вопросов. Которые я бы разбил на две основных группы:

  1. что именно и каким образом в организации вашего дела нуждается в изменениях?
  2. какие конкретно функции и возможности ПК в состоянии эти изменения обеспечить?

Надо ли вам что-то менять

На вопросы первой группы пусть каждый ищет ответ самостоятельно. Я могу лишь подсказать несколько направлений поиска. Прежде всего, проблема хронического беспорядка в бумагах. Ими, как правило, завалены в редакции все углы. Но то, что эти бумаги вам постоянно мешают – еще полбеды. Попробуйте-ка быстро найти затаившиеся здесь нужные сведения, записанные вами на каком-то обрывке, помнится, месяцев пять назад. Или документ – вы точно помните, что засунули его в папку на полке. Но вот в какую папку? И куда она запропастилась?… Или, допустим, контакты, которыми обрастает в процессе работы каждый журналист. Скорее всего, пропорционально вашему стажу в СМИ растет кипа блокнотов и блокнотиков с координатами людей. Плюс телефонные справочники, которых в нужный момент никогда нет под рукой.

А с расчетами вам маяться приходилось? Подавляющее большинство журналистов в нашей стране делают материалы, скажем… коммерческие. Совместимости журналистики с тем, что принято сейчас называть “пи-ар”, посвящен один из вопросов, которые я предлагаю к осмыслению и обсуждению на главной странице сайта, но сейчас – не об этом. Реально оказанием платных услуг занимаются многие, а долгосрочная “заказуха” – это всегда денежные расчеты определенной сложности.

Далее, у всех нас, как правило, достаточно плотный рабочий график. В спешке можно забыть что-то сделать, куда-то позвонить или зайти. Особенно, если это назначено не сегодня и не вчера, а дней десять назад. Договорились, где-то пометили, записали – и забыли за делами текущими. По крайней мере, мне лично доводилось и забывать сделать что-то важное, и сталкиваться с подобной же необязательностью со стороны коллег.

Таков очень краткий и приблизительный перечень того, что в нашей работе есть, куда улучшать. Можно забивать этим всем голову, а можно – память компьютера. Хочу предложить вам несколько рекомендаций по плавному переходу от первого ко второму.

Прежде всего – базы данных

Пакет Microsoft Office той или иной версии и конфигурации есть практически на любом компьютере. Его, собственно, для сегодняшнего разговора было бы и достаточно. Но я добавлю сюда еще кое-что о FoxPro – считайте это чисто субъективным предпочтением. Дело в том, что мой собственный опыт организации данных связан более всего именно с FoxPro. Именно с FoxPro и его аналогов и начну. И это будет самый большой раздел здесь, потому как все функции компьютера сводятся так или иначе к одной – к управлению информацией. А этим как раз и занимаются базы данных.

На практике применение их в работе редакции выглядит так. В базу данных, например, региональной телестудии или радиостанции можно поместить сведения о вышедших в эфир материалах, включающие в себя информацию о теме, месте действия, участниках каждого конкретного теле- или радиосюжета, с указанием автора, ведущего программы и даты выхода в эфир. Используя подобную базу, легко анализировать динамику освещения различных тем, географию материалов (то есть, куда журналисты любят ездить в командировки, а куда – не очень), частоту появления в кадре тех или иных известных или менее известных персонажей, предпочтения конкретных авторов и многое другое, над чем задуматься в привычном режиме редакционной “текучки” нет ни времени, ни желания.

Кроме того, содержанием вашей базы данных может быть информация, конкретно используемая вам в работе. Здесь может быть все: от реестра коммерческих фирм, включающего данные об их платежеспособности и видах на рекламу, до досье на политических деятелей, предпринимателей, государственных чиновников и т. д. Наконец, просто телефонно-адресная книга, контактная база, о которой я уже говорил. И отдельная тема – база для редакционной фонотеки электронного СМИ (или фототеки – для газеты или журнала) – об этом см. здесь.

Программ типа “система управления базами данных” (СУБД) существует достаточно много – от простых до самых сложных, и в принципе создать базы данных для редакции, для персональных нужд журналиста можно на основе любой из них. Вот три примера таких программ.

Самой доступной (не в смысле простоты освоения и не в смысле цены, а лишь потому, что ее легче всего найти) является Access – компонент Microsoft Office Professional любой версии, от 7.0 и выше. Поскольку Office у вас наверняка установлен, то Access или есть, или его вам не ставили за ненадобностью, и вам надо лишь обратиться к своему системному администратору, или всего-навсего взять установочный компакт с Office и загнать себе Access самостоятельно. Осваивать Access все-таки чуть сложнее, чем Word (его общеизвестного собрата по пакету Microsoft Office), или Works (см. следующий абзац), но он также снабжен множеством разнообразных мастеров. Создать базу данных в нем проще простого. Надо только хорошо знать, чего хочешь. А впрочем, это касается любой программы.

Самой легкой с точки зрения освоения является программа для создания и редактирования баз данных, входящая в состав пакета Microsoft Works. Здесь вообще ничему не надо учиться, целый набор нехитрых, но добротных БД предлагают в готовом или совсем почти готовом виде мастера и шаблоны. Создавай и сохраняй файл, и вперед – заполняй и пользуйся. Можно найти среди шаблонов и адресную книгу, и фонотеку, и много чего еще. Другое дело, что может и умеет такая база значительно меньше, чем тот же Access или FoxPro.

Как раз FoxPro я приведу здесь в качестве еще одного примера хорошей СУБД. Нет, не потому, что его легко найти, и не потому, что он так уж легок во освоении. Но базы данных в этом пакете я создавал и создаю, начиная с января 1994 года. Одна из таких баз, используемая в редакции регионального радиовещания с 1995 года и по сию пору, более подробно описана в другой статье на этом сайте (см. Как навести порядок в фонотеке). FoxPro, даже старых версий, обладает очень широким набором возможностей, его базы мобильны и гибки. Кроме того, руководство пользователя (в составе лицензионного комплекта версии 2.5, например) содержит просто великолепный пошаговый самоучитель. По FoxPro есть немало литературы и помимо “Руководства…”. В том числе и скромный труд автора, вышедший в ИПК телевидения и радиовещания двумя изданиями и предназначенный специально для журналистов (желающим могу выслать электронную версию в формате *.DOC, а в случае, если желающих будет много, я сделаю специальную HTML-версию и опубликую ее здесь).

И в завершение разговора о базах данных – важный совет. Базу следует начать создавать вдалеке от компьютера. На листе бумаги. Авторучкой. Очень важно ответить себе на вопросы, какую именно информацию вы собираетесь в этой базе хранить и как, по каким принципам систематизировать. Далее имеет смысл начертить нечто вроде шапки для таблицы, где заголовком каждого конкретного столбца будет поле вашей базы данных. Потом неплохо бы продумать набор типовых запросов, типовых отчетов для отображения их результатов (чтобы не возиться с этим каждый раз) и механизм быстрого и удобного пополнения информации. И, только сделав все это, запускайте программу, и – вперед.

Расчеты в электронной таблице

А теперь поговорим о расчетах. Конечно, в нашей профессиональной практике они играют куда меньшую роль, чем сведения, о которых шла речь выше. Но все-таки играют. А значит, неплохо бы научиться пользоваться программой, предназначенной как раз для расчетов – электронной таблицей.

Вообще-то такие программы широко применяются, к примеру, в бухгалтериях. Но может их использовать в своей практике и журналист – для тех же целей. Например, для расчета динамики и стоимости рекламной кампании. Разумеется, “бухгалтерия” отдельно взятого журналиста во много раз меньше и проще, чем бухгалтерия предприятия. И вовсе не следует устанавливать себе на компьютер какую-нибудь мощную и громоздкую бухгалтерскую систему вроде 1С.

Самый лучший выход – табличный процессор Excel из пакета Microsoft Office. Альтернативный вариант (ну не нравится вам Excel, и все тут!) – компонент уже упомянутого пакета Microsoft Works. Это, конечно, попроще – но и послабее. А впрочем, дело вкуса. По сути, все электронные таблицы одинаковы. Главное в них – понять принцип координат. То, что у каждой ячейки (клеточки в таблице) есть имя, состоящее из двух параметров – строки и столбца. И с этим именем можно делать все, что угодно. Скажем, в одну ячейку ввести какие-то данные, а в другой – ссылаться на них. Или умножить друг на друга содержимое двух ячеек – в третьей.

В конце концов, вам ведь какие расчеты могут понадобиться? Счет на рекламу, например. Несколько ячеек займут расценки, которые вы введете в качестве исходных параметров. Именно на них вы и будете потом умножать потенциальное количество заказанного. Чтобы сразу на экране видеть, во что это все встанет…

А почему я это так подробно рассказываю? Да, опытные пользователи могут поднять меня на смех – это же азы! Но если бы я не наблюдал много раз такую картинку: коллега сидит над листком бумаги с самодельными расчетами, а рядом парится включенный компьютер с Excel. И коллега даже не догадывается, что загадочный и вроде бы совсем ненужный ему значок со стилизованной голубой “Х” – это как раз то, что может помочь ему в настоящий момент.

Расписание на завтра…

И еще из области азов, о которых мало кто думает. Азов организации своего времени. Многие из нас то и дело сетуют на цейтнот, на свою забывчивость, на что угодно. Но я практически не встречал журналистов, которые пользовались бы ежедневником Microsoft Outlook из версии Office 97 или его аналогом Exchange из предыдущей версии. Или Lotus Organizer, или еще какой-то подобной программой, которых сегодня существует немало. Да, в конце концов, неплохая напоминалка есть и в горячо любимой аське (так нежно в России называют пейджер ICQ) – достаточно настроить раздел “To Do”.

Что до Microsoft Outlook, здесь в качестве ежедневника, который сам будет напоминать вам в назначенное время о нужных событиях или не сделанных делах, можно использовать разделы “Календарь” и “Задачи”. Первый – для событий, имеющих привязку к конкретном дню и часу, второй – для дел, которые нужно сделать к определенному сроку.

Вот пожалуй и все. Сознательно не упоминаю здесь Интернет, связь, мультимедиа… Если вы вошли в Интернет и читаете эту страницу, значит, хотя бы минимум вам известен. Вы умеете обращаться с браузером, с почтовым клиентом, а уж с текстовым редактором – и подавно. Хотя и здесь не все так однозначно. Даже в смысле подготовки текстов компьютер – это далеко не просто пишмашинка. Когда я в начале говорил об использовании ПК в качестве оной, я имел в виду не столько работу с текстом, сколько уровень подхода.

Однако, такой подход, такой стереотип отношения имеет свои объективные причины. Журналист-профессионал (как и любой другой профессионал, ну, может – в чуть большей степени) стоит сейчас перед проблемой новой для него среды, называемой “виртуальным миром”. И ему предстоит находить с этим миром общий язык.

А находить общий язык – наша профессия.

Поделиться в соцсетях: