К вопросу о типологии сайтов

Тезисы к докладу. В сборнике.
Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Тезисы межвузовской научно-практической конференции / Под ред. В. И. Конькова. – СПб.: Роза мира, 2005. – С. 135-136.

Интернет-сайт – сложное и многообразное явление, причем, это многообразие растет пропорционально росту самой сети Интернет. Данное обстоятельство, с одной, осложняет задачу типологизации, а с другой, определяет ее в разряд наиболее актуальных. Актуальность темы – необходимость понимания Интернета, как явления.

Более или менее успешных попыток создания типологий Интернет-ресурсов предпринималось немало. Их авторы исходили из разных позиций и задач, брали за основу разные характеристики явления.

Например, С. Сляднев [1] выделяет четыре группы: личные, некоммерческие, контент-сайты и коммерческие, определяя каждую из этих категорий отношением к деньгам. А на сайте компании «Евровеб» [2] приведена иная классификация: визитки, промо-акции, электронные магазины, информационные сайты, корпоративные представительства, порталы и системы управления предприятием – в качестве критериев для этих групп выбраны цели, затраты, сроки разработки.

Однако, если с позиции практика-разработчика приоритетными видятся масштабность сайта и сложность его изготовления, то с позиции исследователя медиа – содержание (т. е. «контент», по терминологии Интернета) и коммуникативная составляющая. Аналогичную типологию используют в своем учебнике А. Калмыков и Л. Коханова [3].

По характеру предъявляемого посетителю содержания представляется наиболее полной классификация сайтов на информационные, тематические, корпоративные, коммерческие и бонусные.

К первым относятся информационные ленты и агентства, аналог новостных СМИ в Интернете. Они часто обновляются, не имеют четко очерченной тематики, предметом их сообщений служат события общественной жизни в целом или той или иной ее сферы. Тематические сайты – это тоже по всем признакам СМИ, но не новостные. В них преобладают более объемные публикации, их содержание ограничено не событийностью, а тематикой. Корпоративные сайты к СМИ имеют такое же отношение, как рекламные материалы. Информация, которая на них размещена, носит коммерческий характер и решает задачи от продажи товара или услуги до продвижения торговой марки. Эти сайты создаются как средство завоевания рынка. Под коммерческими сайтами здесь понимаются Интернет-магазины. Это не просто сайты коммерческих фирм, а ресурсы, где можно совершить покупку непосредственно на сайте, оплатив ее электронными деньгами или оформив наложенным платежом. В отличие от корпоративных, такие сайты создаются не для рекламы, а для прямой торговли через Интернет. К группе бонусных относятся сайты с бесплатным добром – их владельцы просто предлагают те или иные бесплатные сервисы и материалы: программное обеспечение, музыку, графику, рефераты.

Частный пример (не все сайты, а только группа)

В. Колодкин [4] в качестве основных признаков для классификации лишь одной группы сайтов – радиостанций – выделяет три: учредитель (редакция, работник либо частное лицо), цели (визитка, журнал поклонников и информационно-развлекательный ресурс) и аудитория. Что касается последней, автор этого подхода выдвигает мнение о совпадении аудитории сайта с аудиторией самой радиостанции. Это мнение, применительно к Интернет-ресурсам не только радиостанций, но и СМИ вообще, представляется нам ошибочным, поскольку сайт может быть адресован не реальной, а потенциальной аудитории – с целью превращения ее в реальную.

На наш взгляд, критериями для типологизации сайтов могут быть и параметры времени – сроков существования и периодичности обновления. Последнее имеет смысл с точки зрения анализа интереса аудитории, так как цикличность обращений к сайту со стороны посетителей напрямую связана с тем, как часто обновляется информация. К тому же, ничего не бывает «навсегда». Задумывая сайт, его авторы могут задать себе и вопрос, сколько он просуществует. Например, ресурсы, посвященные конкретным промо-акциям, по их завершении теряют актуальность и шансы на существенный интерес со стороны аудитории. Таким образом, по проектным срокам сайты можно разделить на три группы, существующие: до завершения реализации целей, в течение конкретного срока и бессрочно.

В основе другой предлагаемой типологии лежит подход к сайту, как к коммуникативному сообщению, предполагающему обратную связь. По принципам взаимодействия с аудиторией, степени участия ее в формировании содержания, по интенсивности обратной связи сайты можно разделить на информативные и интерактивные.

Информативность означает здесь не столько информационную насыщенность, как таковую, сколько задачу обеспечения этой насыщенности. Речь идет не о высокой или низкой информативности, а о том, является ли первоочередным для создателей сайта это качество, или же противопоставленное ему другое – интерактивность. То есть, создан сайт для того, чтобы информировать людей, или же для того, чтобы общаться с ними. При этом, конечно, следует понимать, что в конечном счете две задачи не противоречат одна другой. Однако, они могут быть представлены в разном соотношении.

Сайты с преобладающей информативностью

«Визитка» [5] – как правило, небольшой сайт, содержащий личные сведения об авторе, т. е. информацию, предъявляемую при знакомстве для его продолжения. Иначе сайты такого типа называют персональными страницами.

Презентация содержания – в сущности почти то же самое, что и предыдущий тип, с одной существенной разницей: упор сделан не на личную, а на тематическую информацию. Если речь идет о личном сайте, это может быть ресурс человека, занимающегося каким-то видом вербального творчества – технического, научно-исследовательского, литературного. Другой разновидностью сайтов этого типа являются корпоративные сайты. Наиболее типичный пример – сайты коммерческих, производственных и прочих предприятий, ресурсы общественных организаций, партий и т. д.

Творчество, конвертированное в мультимедиа – принципиально отличается от предыдущего типа только одним признаком: речь идет о творчестве, продукты которого имеют невербальный характер. Что определяет и специфику сайта, и технические требования к нему. Основным наполнением сайта является не текст, а мультимедийный продукт. Это может быть музыка, графика, фотографии, видео. Или, скажем, программное обеспечение.

Новости – постоянно обновляющиеся подборки информационных сообщений. Интерактивность состоит в возможности для посетителя добавлять новости и участвовать в публичном обсуждении существующих.

Сайты с преобладающей (или существенно значимой) интерактивностью

Это сайты, авторы которых отводят первостепенную роль – общению со своей аудиторией. Для них информация лишь повод, а информирование лишь способ привлечь аудиторию к общению.

Ссылки – подборки адресов других Интернет-ресурсов, информационные каталоги. Интерактивность заключается в возможности добавлять ссылки к имеющемуся списку.

Коммерция – всевозможные Интернет-магазины, торгующие широким спектром товаров и услуг. Интерактивность – в том, что посетитель может осуществлять покупки непосредственно на сайте.

Коммуникация – сайты, специально предназначенные для общения. Обычно основу таких ресурсов составляют форумы, чаты и т. д. Интерактивность состоит в возможности живого общения.

Сервисы – бесплатная возможность воспользоваться теми или иными специфическими функциями Интернета. Например, зарегистрировать себе адрес электронной почты или место под персональный сайт.

[1] Сляднев С., «Типология сайтов», www.cyberinfo.ru
[2] «Типология сайтов», www.euroweb.ru
[3] Калмыков А., Коханова Л. «Интернет-журналистика». М., 2005.
[4] Колодкин В., «Опыт типологической характеристики сайтов радиостанций», www.onair.ru
[5] Название, прижившееся во многих типологических схемах для данного типа сайтов.

Поделиться в соцсетях: