Статья в сборнике
Методология и методика информатизации образования: концепции, программы, технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции (19 - 21 ноября 2007 года). - Смоленск: СмолГУ, 2007 - С. 57-59.

Начиная с последней четверти XIX века, с приходом электронных средств коммуникации – телефона, радио и телевидения – общение человечества стало в большей степени акустическим: на смену эпистолярной культуре пришла культура устная, далее безраздельно господствовавшая более столетия. Однако, в последнее десятилетие ХХ века, в связи с массовым распространением Интернета, ситуация кардинально изменилась: глобальная сеть вернула человечество в среду письменного общения – хотя и на принципиально новом уровне.


Новизна этой цифровой письменной среды двадцать первого века состоит в качествах, которые обусловлены особенностями Интернета как коммуникационной технологии. Это возможность мгновенной передачи практически любого количества текста, быстрота и простота использования компьютерной клавиатуры, минимальный временной разрыв между прочтением сообщения, продуцированием и публикацией ответа. Все это приближает письменную коммуникацию по характеристикам к устной, повышая роль диалогового начала и интерактивности, но и сохраняя в то же время все основные преимущества письменной речи.

Удобство использования письменного общения в образовательном пространстве представляется очевидным. К его достоинствам следует отнести – дисциплину мысли, точную сохранность текста, возможность «обратного хода» при рефлексии и исправлении ошибок, исключение характерных для устной речи случайных факторов и ряда жестких ограничений. В частности, становится возможным обход пространственно-временных рамок, а также необходимости полагаться только на человеческую память, как если не единственный, то главный носитель сохраненного содержания (мы отвечаем в устном диалоге на то, что успели услышать и запомнить). Все эти и многие другие достоинства обычного письменного текста наследует и его электронная версия – позволяя вместе с тем миновать некоторые издержки традиционной переписки.

Текст, которым переписываются субъекты общения в Интернете, отличается от обычного письменного текста, вне зависимости от носителя, целым рядом принципиально важных особенностей. Первой из них (но не по значимости, а лишь по порядку) выступает структурная имитация устной речи. Это краткость суждений, разговорная стилистика, обилие просторечий, значимость тех функций сообщения, которые Р. Якобсон назвал фатической и эмотивной [3]. Последняя, помимо характерных для нее междометий, в изобилии представлена в текстах Интернет-сообщений особого рода идеограммами, иногда просто составленными из знаков препинания - эмотиконами, или «смайликами». За их счет расширенным оказался не только лексикон, но и, что бывает в истории крайне редко, базовый код языка, набор знаков, используемый при написании текстов. Смыслы самого понятия «эмотикон» восходят к эмоции (эмоциональности, эмотивности) и семиотическому термину «иконический знак», Иконические знаки, по Ч. Пирсу [1], содержат непосредственное изображение того, что они означают. В этом смысле эмотиконы выступают как иконические знаки человеческих эмоций.

Обе составляющие, как эмотивная, так и фатическая, имеют большую значимость в дискурсе, развернутом в пространстве образовательной коммуникации. Хотя бы по той причине, что эффективное обучение немыслимо без подключения эмоциональной сферы. В этом смысле возможности языка Интернета в состоянии обеспечить участников образовательного процесса богатыми выразительными средствами.

Другой особенностью Интернет-общения является то обстоятельство, что обмен сообщениями может осуществляться фактически в реальном времени. Что вообще является характерным свойством устного, а не письменного текста. Главный недостаток использования переписки в учебном процессе – пошаговый характер обмена текстами, и следовательно, его растянутость во времени, длительность. Интернет же позволяет приблизить параметры письменного общения – к временным параметрам устного. В Интернет-сообществе, где тексты, размещенные участниками, сохраняются (т. е. в форумах и блогах), постепенно складывается некий информационный, содержательный фонд. И формируется он не усилиями некой особой профессиональной касты, а самим сообществом. «Авторский коллектив» оказывается потенциально тождественным читательской аудитории, значимость разницы между ними устойчиво исчезает: все больше пользование Интернетом подразумевает не только чтение, но и написание текстов. Объект коммуникации все время превращается в ее субъекта.

С такого рода фондом можно было бы сравнить обычный комплект научно-методических и учебно-методических материалов, создаваемых и издаваемых на вузовских кафедрах. Однако, в Интернет-сообществе в такой фонд интегрировано, наряду с самими материалами, и содержание дискуссий по их поводу и об их предмете, что существенно обогащает сам фонд. А также делает более разнообразным и многочисленным его авторский состав.

Еще одной особенностью, присущей Интернету, является почти демонстративная анонимность, возможность создания любого количества виртуальных отражений личности автора, или образов-масок, как угодно далеких по своим чертам от реального автора того или иного текста. Однако, не стоит смешивать анонимность со сменой личности, создавая свой виртуальный клон, мы создаем тем самым не нового человека, а лишь новую маску той или иной степени прозрачности.

Оставаясь в значительной мере условностью, возможность укрыться за виртуальным образом обеспечивает предпосылки для развития свободы слова (в том ее количестве и качестве, которое необходимо для полноценного творческого диалога в образовательном пространстве). Возникает шанс преодоления стереотипов, связанных со статусными рамками: в условиях форума студент может позволить себе куда более смело высказывать и аргументировать свое мнение, нежели на традиционном семинарском занятии.

Другим важным свойством Интернета является глобальный характер его аудитории. В известной мере глобальность оказывается иллюзией: адресант и адресат сообщения фактически, как правило, пребывают в одном географическом и языковом пространстве, а иногда они просто находятся в соседних помещениях или за соседними столами. Но всемирная доступность сообщения накладывает определенную ответственность на его автора, что вполне может быть использовано, как воспитательный фактор.

Использование перечисленных достоинств Интернет-текста в при организации образовательного дискурса сопряжено с рядом условий. Прежде всего, участники общения должны владеть основами компьютерных знаний и уметь пользоваться хотя бы общеизвестными компьютерными и Интернет-технологиями. А на первый план среди навыков выходит высокая скорость набора на клавиатуре – заменившего не только традиционное письмо, но и стенографию.

Важным условием является также выбор адекватной организационной формы – между блогом и форумом. Соответственно, доминирует один автор, или много, структура представляет собой пирамиду, или «круглый стол». Вторая форма не так зависит от способности ключевой фигуры предъявить интересное, провокативное [2] содержание: в форуме инициатором разговора, автором интересной темы может вы ступить в принципе любой участник, в блоге - только его владелец. Все это также имеет смысл учитывать при использовании Интернет-ресурсов в качестве площадки для построения образовательного дискурса.


1. Пирс Ч. С., Элементы логики. Grammatica speculativa, доступ: http://elenakosilova.narod.ru/studia/pierce.htm
2. Степанов В. Н., Провокативный дискурс социально-культурной коммуникации, СПбГУ, 2003.
3. Якобсон Р. О., Лингвистика и поэтика, Структурализм: «за» и «против», М., 1975.

 


Поделитесь в социальных сетях и блогах: