Тезисы доклада. СПбГУ, 22-23 апреля 2009 года.
Средства массовой информации в современном мире: Петербургские чтения: тезисы межвуз. науч.-практич. конф. – СПб.: Роза мира, 2009. –С. 48-50

Является ли Интернет средством массовой информации? Этот вопрос до сих пор остается предметом дискуссий. Однако, в любом случае, Всемирная Паутина представляет собой среду и средство для массового распространения общественно значимой информации: такова если не главная, то, по крайней мере – одна из социальных функций Интернета.


Данное обстоятельство обуславливает предлагаемый нами угол зрения на ряд социальных статусов и ролей, существующих в Интернете как в социальной среде, в частности, взгляд на выполнение модераторских функций на сайте – как на журналистскую деятельность.

Первоначально понятие модератор (от лат. moderor умеряю, сдерживаю) обозначало некое ограничивающее устройство в музыкальных инструментах. Позже это существительное обрело одушевленность и стало означать ведущего или организатора дискуссии. Интернет обогатил слово модератор совершенно новой для него семантикой: так стали называть участника Интернет-сообщества, который следит за соблюдением установленных в данном сообществе правил. Объектом действий модератора, таким образом, является, с одной стороны, текстовое пространство сайта, с другой – само Интернет-сообщество, в котором модератору надлежит поддерживать порядок. Под Интернет-сообществами мы понимаем здесь более или менее постоянную группу посетителей сайта, в тех случаях, когда сайт предоставляет своим пользователям возможность самостоятельного размещения авторских текстов, а посетители – данную возможность используют. Наиболее типичными формами Интернет-сообществ являются форум и блог.

Обычно действующие модераторы Интернет-ресурсов видят свои задачи, как одну или несколько из следующего списка: удалять тексты, противоречащие правилам сайта; наказывать нарушителей этих правил; обеспечивать порядок на ресурсе; устранять то, что мешает нормальному общению; организовывать общение; формировать атмосферу, тон общения на сайте; осуществлять менеджмент коммуникативных проблем в Интернет-сообществе. При этом предыдущие задачи оказываются «вложенными» в последующие, иными словами, обеспечивают средства для их решения.

Данный комплекс задач легко узнаваем: его с успехом можно приложить к деятельности редактора в традиционном СМИ. Действительно, редактор следит, чтобы тексты соответствовали стандартам и политике издания, он наделен административными полномочиями, влияет на общую направленность текстов, то есть выполняет практически все из перечисленных выше задач – разумеется, с поправкой на специфику средства массовой информации. Модератор, таким образом, является разновидностью редактора – применительно к такой информационной среде как Интернет, и такому СМИ (пусть и с некоторыми оговорками), как Интернет-сайт.

Вместе с тем, полное отождествление модератора сайта с редактором «традиционного» СМИ, конечно, неправомерно. Одно из основных различий между этими двумя функциями обусловлено спецификой Интернета. Например, различием в авторстве текстов: если в «традиционном» СМИ у каждого текста есть обозначенный или хотя бы подразумеваемый автор, то тему форума или блога создают общими усилиями носители разных, а подчас и противоположных точек зрения. И редакторские функции модератору сайта приходится выполнять в отношении всех этих соавторов, регулируя взаимоотношения между ними. Эти функции, к тому же, распространяются исключительно на соблюдение норм сообщества, ни авторская позиция, ни речевые ошибки предметом действий модератора быть не могут.

Другим важным отличием модератора от редактора является то, что если первый выступает как профессия и должность, то второй – в качестве социальной функции, «общественной нагрузки». Модераторы составляют, как правило, добровольный актив сообщества, складывающегося вокруг сайта, и работают исключительно на общественных началах. Хотя не лишено оснований предположение, что так будет не всегда.

Есть еще одно основание говорить о модерировании Интернет-сайтов, как о виде журналистской деятельности и, следовательно, как о составляющей профессии журналиста: это проблема управления сайтами СМИ. Сегодня почти любое средство массовой информации имеет свой сайт и использует общение на нем и как важный источник информации, и как средство собственных маркетинговых исследований. Форумы таких сайтов нуждаются в квалифицированном управлении. Однако сегодня Интернет-сообщества вообще испытывают острейший дефицит модераторов, понимающих смысл этой деятельности. Поскольку модераторов практически нигде не учат. Основы управления Интернет-ресурсами имеет смысл включить в программы журналистского образования – хотя бы в виде небольшого спецкурса. Сходство функций модератора и редактора существенно облегчает задачу построения такого спецкурса.

 


Поделитесь в социальных сетях и блогах: