Статья в сборнике. Региональное образование: взгляд в будущее: сборник научно-педагогических и методических материалов. Вып. 6 / Обществ. Малая акад. наук «Интеллект будущего», Вологод. регион. отд-ние; под ред. А. А. Огаркова. – Вологда: Интеллект будущего, 2015. – С. 38-45.

О феномене персонального сайта. Присутствие индивида в Интернете стало сегодня одной из социальных норм (соответственно, неприсутствие уже может рассматриваться общественным мнением как девиация). Причём, речь идёт о целенаправленном присутствии в роли не адресата сообщения, получателя и потребителя сведений, а адресанта, то есть автора сообщения, отправителя и продуцента информации. Как самый минимум, речь идёт о номинальных личных страницах в социальных сетях и об электронной почте. Хотя минимумом дело, как правило, не ограничивается, поскольку профессиональные потребности «пролетария умственного труда» включают в себя активный обмен достаточно большими объёмами информации с целым рядом социальных групп, а Интернет представляет собой в этом смысле одновременно и инструмент, и среду для такого обмена. Поэтому присутствие в Интернете может выражаться разнообразно: в написании комментариев в блогах, участие в дискуссиях на форумах, активное наполнение и постоянная актуализация страниц в социальных сетях и, наконец, создание и ведение собственного персонального сайта.

Имеющиеся определения понятия сайт требуют уточнения и систематизации: сайт понимается и как страница[1] для предоставления информации в Интернете [2], и как набор веб-страниц, составляющих единое целое, и, как правило, находящихся на одном и том же сервере под общим доменным именем и связанных между собой перекрестными ссылками [9], и как часть информационной компьютерной системы [3]. Обобщив, откорректировав и дополнив эти и другие определения, получаем следующую развёрнутую дефиницию.

Сайт – размещённое в компьютерных сетях[2] совокупное содержание,

1)    доступное тем или иным группам пользователей;

2)    имеющее своего индивидуального или коллективного владельца (субъекта);

3)    объединённое смыслом, доменным именем и, как правило, физическим местоположением;

4)    существующее в форме некоего количества[3] (множества) текстовых, графических и мультимедийных документов (веб-страниц), причём эти документы могут быть как статичными, так и динамическими, в силу чего множество страниц – как конечным, так и бесконечным, как чётким, так и нечётким;

5)    организованное посредством гипертекста при помощи системы внутренних гиперссылок.

С точки зрения теории социальной коммуникации сайт является сообщением и обладает всеми необходимыми для сообщения составляющими. У него есть адресант, инициатор и автор, что-то своим сообщением делающий, преследующий какую-то цель, которая состоит, в свою очередь, в неких социальных изменениях. Есть и адресат, существующий в виде значительных по численности групп получателей, проще говоря, целевая аудитория. Есть и контекст, то есть текстовая среда, в которой сообщение транслируется и с которой неразрывно связано; в случае с сайтом такой средой, с одной стороны, выступает Интернет в целом, с другой – общественный дискурс во всём его многообразии (и в этом смысле сайт есть такая же часть этого дискурса, как, например, урок).

Персональный сайт – отвечающая всем пяти представленным выше требованиям, а потому наиболее сложная форма представительства индивида в Интернете. От аккаунтов в социальных сетях и от большинства блогов его отличает относительная автономность, а также информационное  многообразие, в частности, существенная доля статичной информации, зачастую сложно структурированной и сгруппированной в больших объёмах. Сайт в большей мере рассчитан на то, чтобы быть в самом широком смысле слова ресурсом – информационным средством, необходимым для той или иной деятельности других людей.

Персональный сайт представляет собой один из самых распространённых видов сайтов. За последние полтора десятилетия данный феномен претерпел кардинальные изменения, обусловленные, прежде всего, тенденциями развития Интернета как глобальной информационной среды. Например, сайт-«визитка», самый распространённый на рубеже тысячелетий вид персонального веб-представительства, сегодня практически полностью ушёл из Интернета, всецело уступив свои функции страничкам в социальных сетях, поскольку последние обеспечивают своим авторам куда более эффективные коммуникации за счёт простоты создания, отсутствия необходимости даже в минимальных технических познаниях, и, как это ни парадоксально, отсутствия той автономности, о которой мы упомянули выше. Другой альтернативой сайту-«визитке» стал такой персональный сайт, основу содержания которого составляет уже не просто личная информация для коммуникативных нужд, а некое профессиональное содержание, представляющее самостоятельную ценность. О таком сайте и идёт речь в нашей статье.

Несмотря на определённое разнообразие возможных форм и форматов документов, размещаемых на сайте, его основу, несомненно, составляет текст. Сайт может не содержать вообще ничего, кроме собственно текста, однако, при этом не содержать никакого текста вообще сайт не может, он с необходимостью имеет в себе хотя бы такой текст как доменное имя. Исходя из этого, сайт можно рассматривать и как феномен письменности.

Письменность 2.0. Здесь необходимо важное теоретическое отступление. Интернет это не только глобальная телекоммуникационная сеть (инженерно-технический взгляд), не только глобальный метасоциум [8] (социологический взгляд), но и глобальное текстовое пространство (семиотический взгляд). Нам представляется исключительно важным понимание феномена Интернета именно как системного триединства этих составляющих. В контексте настоящей работы нас интересуют второй и третий элементы указанной триады, а также их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Назовём этот феномен Письменностью 2.0, по аналогии с известным термином Веб 2.0,  введённым десять лет назад в научный и общественный обиход Тимом О’Рейли [1]. В основе письменности, как в традиционном, так и в предлагаемом нами здесь понимании, лежит письмо – «технический» инструмент, который, по меткому определению Иоганнеса Фридриха, позволяет сообщению, тексту, преодолевать время и пространство [10]. Изобретение письма послужило условием появления письменности, представляющей собой «систему текстов, соотносимых по определённым признакам между собой и с текстами других письменностей» [4, с. 19], то есть совокупность всего того, что создано при помощи письма. Иными словами, к письменности применимо и определение, данное нами выше – текстовое пространство. Однако, когда речь идёт об Интернете, мы всё-таки говорим не совсем о письменности в её обычном понимании. Мы говорим о чём-то ещё более сложном и более масштабном, а в каких-то аспектах – качественно ином.

Основные социальные функции письменности обусловлены уже упомянутой способностью её инструмента, письма, преодолевать пространство и время. Этих функций можно выделить две. Во-первых, письменность обеспечивает речевую коммуникацию, многократно расширяя её пространственно-временные параметры. Теоретически письмо во все времена могло быть доставлено на такое расстояние, на какое позволяло развитие технологий транспорта в данный исторический период, оно также могло быть передано последующим поколениям на сотни и даже тысячи лет. Во-вторых, письменность служит носителем знания и средством его фиксирования и накопления. Иначе данную функцию можно назвать культурообразующей, поскольку культура в самом широком смысле это есть аккумулированные и систематизированные знания человечества. Таким образом, функционирование письменности в человеческой цивилизации связано с задачами с одной стороны, коммуникации, с другой – познания, и основывается оно, следовательно, на таких ценностях как общение и знание.

Обе вышеописанные функции реализуются в условиях Интернета, точнее, самим Интернетом – более чем интенсивно. Преодоление пространства стало мгновенным, теперь скорость и дальность этого действия зависит не от возможностей транспорта, а от скорости прохождения сигнала по коммуникационным сетям; на смену месяцам пришли – доли секунды. Письменная речевая коммуникация, с изобретением телефона, радио и телевидения утратившая было на сто с лишним лет свою роль, вернула себе былую значимость[4]: мы снова стали больше писать и несколько меньше вследствие этого пользоваться устной речью. Однако, сегодняшнее письмо обрело целый ряд особенностей, не присущих традиционной письменности: его темп приблизился к темпу устной речи, благодаря фактору интерактивности возник и получил развитие феномен встречного авторства дискурса [5], за счёт возможности оснащения текста объектами мультимедиа качественно изменился используемый в дискурсе арсенал выразительных средств. Вместе с тем, в колоссальных объёмах оцифрованы и размещены в Интернете не только сегодняшние документы, но и текстовые памятники всех предыдущих эпох, и данный процесс интенсивно продолжается. Одной из главных компетенций, составляющих владение письменной культурой, стало умение мгновенно находить в Интернете нужные тексты любого содержания и назначения. Всё это и позволяет говорить о качественно новом уровне развития письменности в условиях Интернета – о Письменности 2.0.

Педагогу, профессионалу в области образовательной деятельности, пренебрегать столь мощным, многофункциональным и эффективным инструментом, каким является эта новая письменность, было бы просто непрактично. И вопрос здесь не только в практической применимости этого мегасредства для решения огромного количества сложных профессиональных задач, но и в упомянутых выше ценностях – общении и знании. Ключевых для образования как социального института.

Результаты мониторинга сайтов педагогов. Вернёмся теперь к непосредственному объекту нашего исследования. Рассматриваемый в настоящей работе феномен – персональный сайт педагога как наиболее сложная и эффективная из всех форм присутствия педагога в Интернете. То, что это сайт именно педагога, ясно не только из соответствующего указания на профессию, имеющегося, к примеру, на главной странице. Аксиомой для нас является следующее: персональный сайт педагога имеет индивидуального владельца (автора), обязательно содержит педагогические материалы и обладает, кроме этого, всеми пятью признаками сайта, которые мы перечислили в начале настоящей работы. Под педагогическими материалами мы здесь понимаем как собственно письменные тексты, так и сопровождающие их файлы других форматов, с содержанием учебного, учебно-методического и научного характера, а также разного рода вспомогательную информацию, например, об образовательном учреждении.

Персональный сайт педагога решает комплекс коммуникативных задач, в числе которых:

       формирование положительной репутации данного педагога в социуме, где он живёт и трудится;

       обеспечение обмена информацией с родительским сообществом;

       организация непосредственного взаимодействия с обучающимися в режиме онлайн;

       выполнение внешних формальных требований (иметь свой сайт в Интернете, скажем, для участия в профессиональных конкурсах, прохождения аттестации и так далее);

       мониторинг и апробация разного рода творческих идей.

Данный круг задач определяет и группы целевой аудитории персонального сайта педагога (обучающиеся, родители, коллеги, менеджмент, просто заинтересованные люди), а следовательно, и соответствующий им коммуникативный инструментарий, в частности, язык и дизайн. В целом же аудитория интернет-ресурсов такого типа является довольно широкой, она охватывает значительную часть социума во всём его многообразии.

Дабы получить представление о текущем состоянии дел с персональными сайтами педагогов в русском секторе Интернета, нами был осуществлён мониторинг 50 сайтов[5], подпадающих под обсуждаемое здесь понятие. Выборочная совокупность формировалась по следующим критериям. Сначала мы включили в неё сайты, ссылки на которые присутствуют на первых трёх страницах в ответов поисковых систем Яндекс и Google на запросы «сайт педагога» и «сайт преподавателя»[6]. Далее мы руководствовались каталогами, позиционирующими себя в качестве тематических для сайтов именно нужной нам тематики. По возможности мы включили в этот эмпирический массив сайты преподавателей разных дисциплин и разных уровней образования, от дошкольного до высшего, включая дополнительное. Разумеется, блоги, страницы в социальных сетях или на сайтах образовательных учреждений в выборку не включались. Мониторинг осуществлялся по трём группам критериев: содержание, обратная связь и техническая составляющая; его результаты представлены в таблицах ниже.

Таблица 1.

Содержание обследованных персональных сайтов педагогов

Представленные материалы

Сайтов

      1.

Педагогическое кредо, позиция

68%

     2. 

Методические материалы

100%

      3.

Образовательный контент (материалы для обучающихся)

80%

     4. 

Научные труды (или библиографические сведения о них)

38%

      5.

Сведения о воспитательной и внеклассной работе

52%

      6.

Сведения о себе и своих увлечениях

56%

      7.

Сведения об образовательном учреждении

36%

 

Как видно из таблицы 1, на всех без исключения сайтах, вошедших в состав выборочной совокупности, присутствуют методические материалы: разработки, планы уроков, сценарии мероприятий, методические рекомендации и так далее (2). Вместе с тем, лишь чуть более двух третей что-либо сообщили о своём педагогическом кредо, поделились какими-либо мыслями о школе, об образовании, о миссии педагога (1). То есть, оставшиеся 32% авторов не уделили никакого внимания проблеме собственного профессионального самоопределения. Около половины ничего не рассказали о своей деятельности за пределами класса (5). Каждый пятый из представленных авторов никак не использует свой сайт непосредственно в образовательной деятельности, хотя бы минимально, на уроках или в заданиях для самостоятельной работы (3). Последнее может быть объяснено относительной технической сложностью задачи, и, следовательно, отсутствием необходимых компетенций. А сравнительно низкий процент сайтов с публикациями научно-исследовательского характера (4) обусловлен тем, что научной деятельностью занимается не так уж много практикующих педагогов. Сведения же о своём образовательном учреждении (7), а также о себе как о человеке, об авторе за пределами его профессии (6), владельцы сайтов размещают обычно на своих страницах в социальных сетях, в большинстве своём никак не связанных с персональными сайтом педагога. Посетитель сайта в подавляющем большинстве случаев может лишь по чистой случайности узнать о самом существовании этих источников, так как ссылки на них на ресурсе, как правило, отсутствуют.

Другой группой критериев мониторинга персональных сайтов педагогов в нашем исследовании выступает организация обратной связи. Для обоснования важности данной составляющей сайта есть смысл к предыдущему параграфу нашей статьи, туда, где говорится о роли фактора интерактивности в условиях Письменности 2.0. Результаты мониторинга представлены в следующей таблице.

Таблица 2.

Способы организации обратной связи на обследованных персональных сайтах педагогов

Характер обратной связи с автором

Сайтов

     1. 

Связь по электронной почте или при помощи премодерируемых комментариев

80%

      2.

Открытые комментарии, гостевая книга, форум

60%

      3.

Связь с автором через социальные сети

24%

     4. 

Обратная связь отсутствует

2%

 

Из таблицы 2 видно, что закрытые формы обратной связи присутствуют на четырёх сайтах из каждых пяти (1). К закрытым формам, наряду с возможностью написать автору письмо при помощи специальной формы на сайте, либо просто воспользовавшись указанным на странице адресом электронной почты, мы отнесли также комментарии к публикациям, размещаемые в режиме премодерации[7]. Несмотря на то, что последние формально относятся к открытым формам обратной связи, мы сочли более верным рассматривать их в качестве одной из закрытых форм, поскольку конечное решение о публикации текста принимает не автор (посетитель сайта), а владелец ресурса. В общем же случае, использование премодерации, на наш взгляд, свидетельствует о том, что педагог мыслит стереотипами прошлого века, и об элементарном страхе: вдруг-да ученики, родители или какие-либо гости сайта что-нибудь неприятное напишут.

Авторы более половины обследованных персональных сайтов используют традиционные открытые формы обратной связи – комментарии к публикациям, гостевые книги, форумы (2). Такой способ, однако, далеко не всегда эффективен, обычно сообщения на форумах таких сайтов единичны. Одной из причин является необходимость регистрации и авторизации посетителя для размещения текстов. С одной стороны, это необходимая мера защиты от спама и прочего сетевого хулиганства, с другой – это затрудняет посетителю процедуру ответа.

Самую современную (и самую удобную и эффективную) форму обратной связи использует на сайтах выборочной совокупности лишь каждый четвёртый владелец. Речь идёт о связи с автором через его страницы в социальных сетях (3), иногда сопровождающейся возможностью оставить на сайте комментарий через социальную сеть, текст комментария в этом случае будет отображаться как на странице его автора в соцсети, так и на сайте педагога. Кроме этого, на 30% обследованных сайтов присутствуют кнопки «Поделиться в социальных сетях». Эту функцию неверно было бы отнести к обратной связи, поскольку связь посетителя здесь осуществляется не с автором сайта, а с третьими лицами, однако, именно по поводу содержания сайта, и косвенно сигнализирует владельцу ресурса об интересе к его публикациям со стороны аудитории. И, наконец, на одном из сайтов нами и вовсе не обнаружено никакого инструментария для обратной связи (4), хотя по остальным техническим параметрам данный сайт в полной мере отвечает необходимым требованиям, например, размещён на платном хостинге под доменным именем второго уровня. Вероятно, автор сознательно отказался от обратной связи – такая позиция представляется нам лишённой смысла.

Только что упомянутые технические характеристики выступили третьей группой критериев мониторинга персональных сайтов педагогов. Обнаруженные закономерности отражены в таблице далее.

Таблица 3.

Основные[8] технические параметры обследованных персональных сайтов педагогов

Параметры

Сайтов

     1. 

Домен второго уровня (на платной основе)

34%

      2.

Платный хостинг

32%

      3.

Бесплатный хостинг на uCoz

36%

      4.

Другой бесплатный хостинг (более качественный, чем на uCoz)

32%

 

Из таблицы 3 видно, что треть владельцев сайтов из нашей выборки оплачивают использование доменного имени второго уровня (1), например, [имя_автора].ru, и на одного меньше – коммерческий хостинг (2), то есть физическое размещение сайта на интернет-сервере. Как минимум, они понимают, что расходы в размере 100-200 рублей в месяц, а то и менее[9], на техническое содержание сайта вполне оправданы. Ещё столько же посетителей, хоть и довольствуются потреблением бесплатных услуг по размещению сайта, но проявляют взыскательность (4) к их выбору. Однако, более трети, напротив, недостаточно требовательны к хостингу, поскольку они выбрали худший из доступных вариантов – хостинг от uCoz (3). На этих сайтах присутствует крайне агрессивная, затрудняющая просмотр страниц и даже неуважительная к посетителям сайтов реклама от хостинг-провайдера (такая своеобразная плата за бесплатность услуги). Ясно, что владельцы данных сайтов сами себе не враги. Просто они не знают, как правильно, с минимумом ущерба для себя и для посетителей, выбрать в Интернете местоположение и имя для своего сайта.

Общие, хотя и предварительные выводы из нашего мониторинга можно свести к констатации существования трех дефицитов.

Во-первых, это дефицит мотивации. Довольно многие педагоги к созданию и размещению в Интернете своего персонального сайта подходят формально, поскольку создание сайта может быть обусловлено чисто внешним требованием вышестоящих инстанций (сайт должен быть, и всё). Заметим, что по мере увеличения выборочной совокупности процент подобных сайтов будет расти, поскольку наиболее содержательные ресурсы с хорошо мотивированным авторством упоминаются на первых страницах ответов поисковых систем и, следовательно, уже попали в наше поле зрения. Если требование управленцев будет настойчивым (и формализованным), и при этом не будет достигаться понимание необходимости сайта не только «для галочки», то будет создаваться много бессодержательных и плохо организованных сайтов, не нужных никому, кроме их владельцев.

Вторым следует назвать здесь дефицит понимания педагогами коммуникативной проблематики и, как следствие, коммуникативной составляющей сайта. Так, проанализированная выше организация обратной связи на персональных сайтах педагогов свидетельствует, что владельца сайта иногда в последнюю очередь интересует чьё-либо мнение. А если и интересует, он понятия не имеет, как это мнение эффективно узнать, как и зачем на него ответить, как им воспользоваться в своей деятельности. Именно этим дефицитом обусловлена иногда, на наш взгляд, неполнота и дискретность педагогических материалов – содержательного ядра сайта педагога.

И ещё одним, третьим по счёту, является дефицит компетенций в области разработки сайтов. Приступая к созданию своего персонального ресурса, педагог нередко (это очень заметно даже при беглом взгляде на первую страницу) не знает, ни что такое домен и хостинг и как их для себя обеспечить, ни какое программное обеспечение может понадобиться, ни как справиться с его установкой и настройкой, ни как организовать эффективную обратную связь. Все эти компетенции при желании легко достигаемы, их можно приобрести даже самостоятельно, но мешает некий стереотип. Человек опасается, что всё это слишком сложно для него, особенно это характерно для преподавателей гуманитарных дисциплин. Однако, такие опасения совершенно безосновательны, для создания сайта на самом деле требуется лишь минимум технических познаний, доступных учащемуся средних классов. Косвенным подтверждением этого служит следующий факт: сайты преподавателей информатики в указанном смысле ничуть не лучше сайтов всех остальных педагогов. А значит, дело не в технических компетенциях, а в каких-то других.

К концепции авторского портала. В заключение мы предлагаем уже реализованный на практике[10] подход к решению проблемы персонального сайта педагога (и значительно шире, профессионала в любой сфере) – авторский портал. Под порталом, когда речь идёт о феномене, существующем в Интернете, обычно принято понимать ресурс, обеспечивающий доступ к другим ресурсам, внешним по отношению к данному. Особо следует подчеркнуть, что наименование портал не имеет никакого отношения к размерам сайта, к объёмам размещённой на нём информации. А определение авторский как раз и указывает на персональный характер сайта. Авторский портал мыслится нами как единство трёх функциональных составляющих (см. рис. 1 ниже).

 

Рис. 1. Функциональные составляющие авторского портала

Содержательную основу авторского портала, разумеется, составляют тексты от самого владельца сайта. Например, то, что в нашем описании мониторинга персональных сайтов фигурирует под условным названием педагогических материалов. Однако, наряду с ними, на таком сайте представлены ссылки на персональные страницы автора в социальных сетях, на его блог, если таковой имеется, и на прочие ресурсы, связанные с данным автором (в частности, это может быть персональный раздел с учебными материалами автора на сайте образовательного учреждения).

В самом начале данной работы, при описании пяти ключевых признаков сайта, в частности, когда речь шла о количестве образующих его веб-страниц, их множество было определено нами как нечёткое. Поясним: некоторые страницы сайта как элементы множества могут входить в его состав лишь частично или в определённом смысле. С одной стороны, они входят в состав соответствующих сервисов, с другой – являются смысловыми элементами авторского портала как целого.

Страницы в социальных сетях обычно содержат информацию, дублировать которую на персональном сайте нет никакой необходимости. Скажем, это может быть личная информация, сведения о профессиональной карьере, фотографии и так далее – всё то, для хранения чего и обмена чем и предназначены соцсети. Кроме этого, они являются мощным средством связи, оперативного обмена информацией, а значит, могут обеспечивать для владельца сайта и обратную связь с аудиторией. Такое решение проблемы обратной связи не требует от пользователя дополнительной регистрации и авторизации на сайте, достаточно уже имеющегося аккаунта в социальной сети.

Разумеется, только что сказанное не отменяет традиционных форм обратной связи, как закрытой, так и открытой. Владелец авторского портала вполне может разместить на своих страницах и адрес электронной почты, и форму для отправки сообщений (однако, на наш взгляд, в этом нет особой необходимости), и даже форум – если конкретные задачи сайта требуют наличия пространства для обстоятельных и содержательных дискуссий. 

 

Список литературы

1.     Tim O'Reilly. What Is Web 2.0. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. Режим доступа: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html

2.     Большая энциклопедия техники. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 288 с.

3.     Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. – 1536 с.

4.     Волков А. А. Грамматология. М., Изд-во Моск. ун-та, 1982, – 176 с.

5.     Омелин М. В. Дискурс в региональном интернет-социуме // Экономика региона: реальность и перспективы [Текст]: Материалы IV региональной научно-практической конференции, г. Вологда, 03 февраля 2012. / Филиал ФГБОУ ВПО «СПбГИЭУ» в г. Вологде, ИСЭРТ РАН. - Выпуск 4 -  Вологда: Филиал ФГБОУ ВПО «СПбГИЭУ» в г. Вологде, ИСЭРТ РАН. – 2012. – С. 107-111.

6.     Омелин М. В. Интернет-текст в пространстве образовательной коммуникации // Методология и методика информатизации образования: концепции, программы, технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции (19 - 21 ноября 2007 года). - Смоленск: СмолГУ, 2007. – С. 57-59.

7.     Омелин М. В. Коммерческий сайт: феномен и некоторые особенности его эволюции // Юность. Наука. Культура: Материалы Х региональной открытой научно-практической конференции учащихся и студентов Вологодской области / Под общей ред. к. пед. н., доц. А. А. Огаркова – Вологда: ВРО ОДОО "МАН "Интеллект будущего", 2011. – С. 24-29.

8.     Омелин М. В. Модератор в метасоциуме Интернета. К проблеме компетенций для не существующей пока профессии // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы VI Международной научно-практической конференции / Под общей ред. к.п.н., доц. А. А. Огаркова – Вологда: ВРО ОДОО «МАН «Интеллект будущего», 2012. – С. 180-185.

9.     Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006. – 88 с.

10.         Фридрих И. История письма. Пер. с нем. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979. – 463 с.

 

 



[1] Термин страница, или веб-страница, используется в одних источниках как синоним слова сайт, в других – для обозначения лишь структурного элемента сайта, именно второе значение мы используем и в настоящей статье. Кроме того, сайт называют ещё термином (интернет-)ресурс, такая замена представляется нам вполне допустимой по стилистическим основаниям.

[2] Сайт может быть размещён не только в глобальной (Интернет), но и в любой локальной компьютерной сети. Однако, в настоящей статье в качестве объекта исследования рассматривается интернет-сайт.

[3] Метод количественной оценки сайта, определения числа его страниц, предложен нами в одной из прежних работ [7].

[4] Данная закономерность была зафиксирована нами ранее в контексте обсуждения проблематики интернет-текста в пространстве образовательной коммуникации [6].

[5] Ради чистоты эксперимента мы не включали в выборочную совокупность три соответствующих вышеуказанным критериям ресурса, разработанных автором настоящей статьи и уже функционирующих на основе предлагаемой здесь концепции.

[6] При этом слово «персональный» было сознательно исключено нами из запросов, поскольку большинство авторов таких сайтов опускают данное слово в описании своего ресурса.

[7] Под премодерацией, или предварительной модерацией, понимается размещение пользовательских откликов и комментариев на сайте только после просмотра их владельцем сайта, а не непосредственно после написания.

[8] Мы обошли молчанием важный технический вопрос – о выборе программного обеспечения для сайта. Это могло бы быть темой отдельного большого обзора и исследования, и увело бы нас в сторону от рассматриваемой здесь проблематики. Констатируем здесь только две вещи: во-первых, что данный вопрос тоже существует, и во-вторых, что в некоторые хостинг-провайдеры предоставляют вместе с бесплатным хостингом готовые шаблоны для сайтов, что снимает проблему программного обеспечения в принципе.

[9] Даже эти скромные расходы на собственный сайт можно существенно сократить. Для этого нескольким коллегам имеет смысл договориться о том, что один из них приобретёт на своё имя домен и хостинг и будет это оплачивать при условии компенсации расходов со стороны остальных членов группы. В этом случае в рамках одного домена создаётся нужное число субдоменов, все сайты размещаются на одном хостинге, а те же расходы на хостинг и домен делятся на число членов группы, например, из пяти человек; таким образом, каждому его сайт обойдётся в 20-40 рублей в месяц. И это платные услуги с их высоким качеством!

[10] Данная концепция реализуется автором с 2008 года на собственном сайте – авторском портале Михаила Омелина, omelin.ru.

 


Поделитесь в социальных сетях и блогах: