Статья в сборнике
Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы VI Международной научно-практической конференции / Под общей ред. к.п.н., доц. А. А. Огаркова – Вологда: ВРО ОДОО «МАН «Интеллект будущего», 2012. – С. 180-185.

Интернет принципиально рассматривается в данной работе не столько как некая информационно-коммуникационная инженерно-технологическая основа для неких социальных отношений, сколько как глобальный метасоциум [1] – как среда или сеть, объединяющая и связывающая между собой огромное количество разного рода социумов в их более или менее традиционном смысле. Здесь, правда, следует сделать важную оговорку: эти чрезвычайно многочисленные и разнообразные социумы существуют на одной и той же технологической основе и в одном и том же виртуальном пространстве – это сообщества людей, так или иначе активно позиционирующих себя в Интернете. Данный метасоциум сформировался в своём теперешнем виде к рубежу тысячелетий, что однако не мешает ему меняться и развиваться далее – иногда совершенно неожиданно для исследователей, а иногда, напротив, по вполне прогнозируемым алгоритмам.

Почему метасоциум, а не какой-то более привычный способ интеграции, ведь высшей формой социума в традиционной социологии справедливо считается общество? Но мы здесь говорим о совершенно ином явлении, ни в коей мере не тождественном обществу, даже если «увеличить» последнее до глобальных масштабов. Ответ кроется в самом понятии социума. Это понятие большинство источников определяют как группу или общность, характеризуемую через следующие признаки: большие размеры, устойчивость, единство условий жизнедеятельности, общность места проживания и культуры [3]. Особенно значимым в контексте данной статьи представляется последний признак, который, на наш взгляд, очень точно конкретизируется Ю. Платоновым, как «единые поведенческие требования (законы и социальные нормы) к различным сторонам жизни» [7, с. 419].

Метасоциуму присуща устойчивость даже в большей мере, чем обычному социуму: Интернет сегодня может быть уничтожен разве что вместе с человеческой цивилизацией. Большой размер сообщества, если сравнить социум с метасоциумом, просто напоминает о расхожем стереотипе, что всё относительно – ни одна общность, традиционно понимаемая, как социум, не может даже отдалённо сравниться по численности с метасоциумом Интернета.

Для метасоциума также характерна общность условий деятельности – доступ в Интернет, виртуальный характер позиций, отношений, значимость письменной формы речи в коммуникации, универсальный характер технологических стандартов и знаковых систем и т. д. Однако никак нельзя назвать социумом то, что осталось от коллектива строителей Вавилонской башни после известной шутки Бога – после смешения языков. Интернет и сегодня напоминает собой нечто в этом роде, что, тем не менее, не разрушает его единства.

Общность места, как признак социума, применённый к метасоциуму, приобретает совершенно иной смысл. Местом, где осуществляется деятельность (которая, впрочем, пока не может быть названа жизнедеятельностью), можно считать практически все населённые территории на земном шаре. С другой стороны, виртуальное «место» существования метасоциума – весь Интернет, Всемирная Паутина, как таковая. Есть и третье прочтение признака: Интернет, как метасоциум, есть реализованная на практике великая утопия человечества (utopia – в буквальном смысле, место, которого нет, то есть, которое в материальном смысле не существует).

И, наконец, может быть, самое главное, что характеризует и социум, и метасоциум – общность культуры. Понимаемой в данном контексте как система сформировавшихся с течением времени норм, правил, эталонов, обычаев, процедур, социальных требований и установлений. В каждом интернет-сообществе, разумеется, существуют и свои правила, и свои эталоны, и свой этикет. Но есть смысл вести речь и о некой единой культуре, свойственных интернет-коммуникации в целом. Как и всякая другая, эта культура многообразна и многопланова, сегодня можно говорить об интернет-литературе и интернет-искусстве, о стремительно развивающейся специфической культуре публичных дневников – о блогах и блогосфере, об особой культуре имён, псевдонимов, самоидентификационных символов и об анонимности, о нормах и особенностях языка сетевого общения, о специфической культуре поведения в Сети – нетикете (англ. netiquette, от net и etiquette, соответственно, сеть и этикет). Культура метасоциума одновременно и весьма многообразна, и весьма вариативна, но её единство прослеживается даже сквозь многоязычие, сквозь упомянутый выше эффект Вавилонской башни.

Упомянем здесь ещё об одном лингвистическом феномене, присущем исключительно Интернету. Текст начального сообщения темы форума или блога создаётся и размещается (публикуется) неким конкретным автором, пишущим либо под более или менее прозрачным псевдонимом, либо под собственным именем. Это явление обычное, так все тексты создавались испокон веков, особенное – начинается далее. Другие участники сетевого сообщества пишут ответы, комментарии, дополнения, возражения и так далее, и всё это размещается здесь же и видно аудитории вместе со стартовым сообщением. Одной из особенностей коммуникации в Интернете является, по Ф. Вирину [2], её отложенный характер: любой участник диалога сам выбирает время размещения своего ответного текста, в результате диалог оказывается растянутым во времени. Иными словами, если рассматривать тему форума или блога, как единое и более или менее целостное произведение, его создание завершается не в момент публикации, а значительно позже, и момент завершения, как правило, вообще не определён (исключение составляют те довольно редкие случаи, когда написание новых ответов в теме блокируется технически). Более того, социальное бытие текста, как коммуникативного явления, как носителя некоей информации для читателей – начинается существенно раньше завершения создания текста. Процессы создания, обсуждения текста и воздействия его на аудиторию протекают здесь не последовательно, как было всегда в истории массовой коммуникации, а параллельно. Вне Интернета для письменной формы речи такую ситуацию представить невозможно: например, читательское письмо-отклик на корреспонденцию в газете, появляющееся в том же номере газеты, что и сама корреспонденция. Однако, кого следует считать автором такого «развивающегося» текста? Разумеется, авторство принадлежит не только человеку, написавшему начальное сообщение, но и всем участникам диалога, вне зависимости от того, каких мнений по поводу предмета дискуссии они придерживаются. Один из парадоксов ситуации состоит в том, что соавторами в данном случае могут выступать носители самых разных и даже взаимоисключающих точек зрения. Этот феномен назван нами встречным авторством интернет-текста.

Ещё одна из важных тенденций развития метасоциума Интернета (как, впрочем, и любого социума в традиционном понимании) – тенденция к упорядоченности, к относительной структурной стабильности. Будучи изначально сколь угодно анархическим и «свободным», он рано или поздно обретает и нормы, и регламентацию, и лидеров с их иерархией, и стратификацию. Другой весьма значимой для нашего исследования отличительной чертой рассматриваемого метасоциума оказывается его сетевая природа. У этого сообщества нет единой пирамидальной иерархии, оно функционирует про принципу паутины. Вышеописанные свойства Интернета особым образом ставят проблемы управления протекающими в нём процессами. Нет, мы не ведём здесь речь о стратегическом воздействии на глобальные процессы, предмет настоящей работы соприкасается, прежде всего, с управлением оперативным и локальным – но осуществляемым, тем не менее, с учётом всех вышеописанных универсальных особенностей метасоциума.

Модерация, или модерирование – так называют функцию, содержанием которой и выступает такое управление в рамках конкретного интернет-сообщества. Соответственно, функциональное место в организационной структуре, социальный статус, социальная роль – модератор. Само слово появилось и по сию пору существует в оффлайне, но имеет там другое значение: под модерацией вне Интернета обычно понимается [2] «способ систематического, структурированного ведения заседания с прозрачными методами в целях эффективной подготовки, проведения и подведения итогов встреч (конференций, семинаров)» [9, с. 10]. Применительно к интернет-ресурсам термин модерация приобрёл несколько иное содержание. Рискнём здесь повторить и модернизировать определение, уже данное нами ранее [6]: модератор – это зарегистрированный пользователь (участник) интернет-ресурса, контролирующий соблюдение остальными участниками норм и правил, установленных в данном сообществе; для выполнения указанной функции модератор наделён необходимыми полномочиями и располагает специальными программными инструментами – модераторским интерфейсом. Полномочия делегируются модератору владельцем или администратором ресурса, на небольших по числу посетителей сайтах функцию модератора берёт на себя обычно сам владелец (и администратор в одном лице). По отношению к культуре метасоциума, о которой мы вели речь выше, модератор выступает – хранителем.

Смысл и содержание деятельности модератора может сводиться к перманентному решению следующих задач, по возрастанию необходимой глубины понимания (каждая последующая задача «вложена» в предыдущую, подобно матрёшке):

  • удалять тексты, противоречащие правилам сайта;
  • наказывать нарушителей правил сайта (посредством удаления текстов, а также закрытия доступа к ресурсу на определённый срок или бессрочно);
  • обеспечивать порядок на ресурсе;
  • устранять то, что мешает нормальному общению участников;
  • организовывать общение;
  • формировать атмосферу, тон общения на сайте;
  • осуществлять менеджмент коммуникативных проблем в интернет-сообществе.

 При этом деятельность модератора, на наш взгляд, должна ограничиваться следующими принципами:

  • конструктивности – не мешать общению, а помогать ему;
  • прозрачности – не использовать полномочий тайно от участников;
  • объективности – не применять власть для самоутверждения, для позиционирования собственного мнения и т. д.;
  • справедливости – не проявлять личных симпатий и антипатий посредством интерфейса;
  • неизбыточности – не использовать модераторский интерфейс, когда можно обойтись без него;
  • последовательности – не вступать в перепалки, не позволять себя провоцировать.

 Когда мы в названии настоящей статьи оговаривали, что профессии модератора пока не существует, мы имели в виду следующие соображения. Во-первых, результат профессиональной деятельности всегда имеет денежный эквивалент, позиционируется так или иначе на каком-либо рынке и оплачивается. Модератор на подавляющем большинстве ресурсов сегодня – как сказали бы в советское время, «общественная нагрузка». Да, существует некоторое количество сайтов, как правило, очень крупных и популярных, владельцы которых оплачивают модерацию, включая её в функциональные обязанности своих штатных сотрудников; сегодня таких ресурсов в процентном отношении довольно мало, хотя и намечается тенденция к постепенному увеличению их числа. Во-вторых, овладение профессией предполагает специальную подготовку, обычно в виде формального образования. В этом смысле в отношении данного вида деятельности дела обстоят ещё более однозначно: модераторов не готовит и не выпускает ни одно учебное заведение. И почти нигде не учат выполнять эту деятельность в рамках какой-либо смежной профессии.

Почти – потому что у автора данной статьи на момент её написания имеется разработанный им университетский спецкурс и шестилетний опыт его преподавания будущим журналистам [3]. Такой выбор базовой специальности имеет свои основания. Нам уже доводилось отстаивать тезис [6], что модерирование можно рассматривать как весьма специфическую разновидность редакторской деятельности. Социальная действительность Интернета – это текстовая среда. А где текст, там востребован и редактор.

Для профессионального осуществления модераторской деятельности необходимы знания по конфликтологии (и умение регулировать межличностные конфликты), общей психологии (и умение понимать характер мотивации людей по их действиям и объяснять их реакции на те или иные тексты), социологии (и умение разбираться в социальных явлениях, процессах и отношениях), филологии (и умение идентифицировать, например, оскорбительный характер текста, не говоря уже об умении грамотно писать), теории коммуникации (и умение управлять социальной коммуникацией), теории медиа (и умение ориентироваться в современном информационном пространстве). Кроме этого, модератор должен быть достаточно уверенным пользователем ПК и, в частности, Интернета.

Возможно, недалёк тот час, когда модерирование интернет-ресурсов станет профессией. Однако, задумываться о том, как готовить модераторов-профессионалов, чему, как и для чего их учить – когда этот час наступит, будет уже поздно.

Литература

1.      Блог Харитонова В. Режим доступа: http://v-x.livejournal.com/38780.html

2.      Вирин Ф. интернет-маркетинг: полный сборник практических инструментов / Федор Вирин. – М.: Эксмо, 2010. – 224 с. – (Интернет: технологии получения прибыли)

3.      Голованов О. Краткий словарь по социологии, Кыштым, 2001 г. Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/578/word/Социум

4.      Демиденко Э.С. Философское осмысление глобального перехода жизни на Земле. Режим доступа: http://mirovid.profiforum.ru/t74-topic

5.      Мета… Большая советская энциклопедия: В 30 т. – Т. 16, – М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978. – С. 111.

6.      Омелин М. В. Модерация в Интернете как деятельность журналиста. // Средства массовой информации в современном мире: Петербургские чтения: тезисы межвуз. науч.-практич. конф. – СПб.: Роза мира, 2009. – С. 48-50

7.      Планотов Ю. П. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000, – 432 с.

8.      Семиосфера.РФ. Форум по проблемам семиотики и социальной коммуникации. Режим доступа: http://семиосфера.рф или http://forum.omelin.ru

9.      Эдмюллер А., Вильгельм Т. Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров. Пер. с нем. М. М. Дёмина, К. А. Мартыновой. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 119 с.: ил., табл.



[1] Метасоциум – термин, который мы, не претендуя на авторство, вводим здесь в рабочем порядке. Мы используем приставку мета- (от греч. meta- в значении после, за) [5] для того, чтобы сделать акцент на переходе в новое качественное состояние, по аналогии с термином метагалактика. Данный термин, не будучи достаточно ясно определён, тем не менее, существует в науке уже несколько лет и широко представлен в интернет-источниках [4], даже в блогосфере [1].

[2] Ещё ранее омоним обсуждаемого здесь слова модератор появился в качестве технического термина, обозначавшего некое ограничивающее приспособление, неодушевлённый предмет. Однако мы здесь говорим о человеке-модераторе применительно к социальным системам.

[3] Спецкурс, читаемый студентам отделения журналистки филологического факультета Вологодского государственного педагогического университета, называется «Управление интернет-коммуникацией» и состоит из 36 часов, бόльшая часть которых – лабораторные. В качестве «учебного полигона» автор использует свой собственный форум – http://forum.omelin.ru [8]. Там же автором аккумулируется практический опыт модерирования одного из старейших форумов Рунета.

 


Поделитесь в социальных сетях и блогах: